Доклад по вопросу «О ситуации в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений
на территории Удмуртской Республики»
(для заседания Межведомственной комиссии по миграционной политике при Правительстве Удмуртской Республики 26 февраля 2019 года)
В Удмуртии по-прежнему сохраняются доброжелательные межэтнические отношения. Резонансных конфликтов, мотивированных этнической принадлежностью сторон, в 2018 году допущено не было.
Эффективность действий в сфере гармонизации межнациональных отношений во многом зависит от оптимальной модели управления этническими процессами и их мониторинга.
В декабре 2018 года в полном объеме в Удмуртской Республике была запущена общефедеральная автоматизированная Система мониторинга состояния межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций.
Доступ к Системе мониторинга предоставлен всем муниципальным образованиям в Удмуртской Республике. Кроме того, пользователями Системы являются Администрация Главы и Правительства Удмуртской Республики, Центр противодействия экстремизму МВД Удмуртской Республики и Кризисный центр МЧС по Удмуртии.
В целях диагностики текущего состояния межэтнических отношений и выявления факторов риска в данной сфере в Удмуртской Республике ежегодно проводятся опросы общественного мнения.
Материалы этносоциологического опроса населения Удмуртии в 2018 году подтверждают благоприятный климат межэтнических отношений в республике.
Анализ результатов социсследований показал, что подавляющее большинство жителей Удмуртской Республики (более 80%) оценивают межнациональные отношения в нашем регионе как бесконфликтные или доброжелательные.
Уровень «оптимизма» относительно возможности конфликтов на межнациональной почве составил 74,2 %, из них 43,5 % опрошенных считают, что данные конфликты невозможны, 30,7 % полагают, что шанс их возникновения маловероятен. Уменьшился по сравнению с 2017 годом уровень межэтнической неприязни, составив 5,1 % респондентов.
В качестве возможной причины обострения межнациональных отношений чаще всего называлось неправильное воспитание в семье и исторические традиции проявления нетерпимости. На этот фактор указали 32,2% респондентов. В тройку основных причин обострения межнациональных отношений респонденты отнесли также вызывающее поведение представителей некоторых национальностей, игнорирование ими местных традиционных норм поведения и обычаев коренного населения региона (21,1%) и неустроенность жизни и быта.
Подавляющее большинство жителей Удмуртской Республики не придают никакого значения национальности человека при общении с ним (93,0%). По сравнению с результатами исследования, проведенного в 2016 г., доля подобных ответов возросла в 2017 году более чем на 13% и продолжила оставаться на таком уровне в 2018 году.
Большинство опрошенных жителей республики отмечают, что никогда не испытывали чувство обиды или унижения в связи со своей национальностью (86,6%), что существенно превышает показатели 2017 года (68,3%).
Положительная динамика оценки наблюдается и в отсутствии враждебных настроений к представителям других национальностей. В 2017 году она составляла 91,8% опрошенных, в 2018 году выросла до 94,9 % респондентов.
Ежегодные опросы общественного мнения позволили выявить одну закономерность – чем ниже уровень материального благосостояния респондента, тем негативней оценивается межнациональная ситуация, тем ниже готовность к общению с представителями других национальностей, тем выше неприязнь к представителям других народов.
И на этот момент необходимо обратить особое внимание. В том числе и органам местного самоуправления необходимо активизировать работу по максимальному вовлечению в просветительские проекты межнационального характера семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей и подростков из таких семей.
Важную роль в процессе стабилизации ситуации, укрепления доверия к власти и согласования интересов разных этнических общностей играют площадки, обеспечивающие как взаимный диалог национальных общественных объединений, так и их диалог с органами власти всех уровней.
В Удмуртской Республике действует Общественный совет по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений при Главе Удмуртской Республики.
Общественные советы по вопросам межнациональных отношений созданы в городах и районах Удмуртской Республики.
Во всех городах и районах Удмуртской Республики действуют муниципальные программы, направленные на гармонизацию межэтнических отношений, профилактику экстремизма, которые подкреплены финансовыми средствами из бюджетов муниципального уровня.
По заказу Миннаца Ижевским филиалом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации ежегодно ведется обучение государственных и муниципальных служащих по вопросам профилактики экстремизма и ксенофобии на национальной и религиозной почве. В 2018 году такие семинары проведены в городах Сарапул, Можга, Воткинск, Вавожском, Дебесском, Алнашском и Ярском районах. Обучение прошли более 300 человек.
К факторам риска в межэтнической сфере необходимо относить и этнографическое невежество.
На заседании Совета по межнациональным отношениям при Президенте России в Ханты-Мансийске в 2018 году главой Федерального агентства по делам национальностей И.Бариновым было отмечено, что невладение элементарной этнокультурной информацией рождает настороженность и враждебность граждан разных национальностей и вероисповеданий друг к другу, позволяет деструктивным силам использовать эти пробелы в знаниях для навязывания стереотипов о различных народах, готовить благодатную почву для разжигания межнациональных конфликтов.
Прививку этнокультурным просвещением нашим гражданам от всех форм проявления национализма и экстремизма нужно делать ещё в раннем возрасте. Если в нашей стране будет больше проектов, подобных «Большому этнографическому диктанту», то через несколько лет мы получим поколение с иммунитетом к национальным предрассудкам и конфликтам.
Но, Большой этнографический диктант, проведенный уже в третий раз по инициативе Миннаца Удмуртии совместно с Федеральным агентством по делам национальностей в ноябре 2018 г., к сожалению, показал вновь недостаточный уровень этнокультурной компетентности, в первую очередь в молодежной среде. Уровень знания о народах России оставляет желать лучшего. В целом по стране и в Удмуртии диктант был написан на «тройку».
Практическим целям профилактики и своевременного урегулирования конфликтов на национальной и религиозной почве служит разработанный Миннацем Порядок мониторинга этноконфессиональной ситуации и раннего выявления формирующихся конфликтов в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, их предупреждения, предотвращения эскалации данных конфликтов (методические рекомендации для органов местного самоуправления в Удмуртской Республике).
В настоящее время идет совместная работа с МВД и УФСБ по разработке регламента взаимодействия по реагированию на ситуации межнациональных конфликтов и межнациональной напряженности.
В целях противодействия экстремизму и ксенофобии в республике реализуются мероприятия по контрпропаганде и пропаганде идей ценности добрососедских межнациональных отношений. На телеканале «Моя Удмуртия» в течение 2018 года продолжала выходить серия молодежных просветительских программ «Этника», посвященных народам Удмуртии (выходит 1 раз в 2 недели).
В 2018 году продолжилось взаимодействие государственных и муниципальных органов власти с традиционными конфессиями.
2 ноября 2018 года состоялась встреча Главы Удмуртской Республики А.В. Бречалова с лидерами традиционных конфессий Удмуртии, на которой Глава региона подчеркнул, что в республике сложилась определённая система социального партнёрства и совместной работы с религиозными организациями, направленная на укрепление межнационального единства и развитие республики.
В целом конфессиональная ситуация в Удмуртии остается стабильной, большинство религиозных организаций настроены на социальное партнерство и конструктивное сотрудничество с властью и обществом.
Несомненно, необходимо остановиться отдельно на работе в области социальной и культурной адаптации мигрантов.
Мы часто ездим по районам, встречаемся не только с руководством районов и активом, но обязательно общаемся и с населением. Картина складывается следующая. Значительная часть местного населения демонстрирует неготовность к приезду больших групп мигрантов на территорию Удмуртии.
Конечно, у нас не Московский регион и не приграничная Оренбургская область с большим наплывом мигрантов. Тем не менее, по информации Управления по вопросам миграции МВД по Удмуртской Республике ежегодно в республику въезжает более 49 тысяч иностранных граждан.
В миграционном потоке большинство составляют трудовые мигранты.
По информации Управления по вопросам миграции МВД по Удмуртской Республике в 2018 году для занятия трудовой деятельностью в Удмуртию прибыли 8632 иностранных гражданина, что составило 44,1% от числа всех иностранных граждан, поставленных на миграционный учет в Удмуртской Республике первично.
Несмотря на то, что начиная с 2014 года антимигрантская повестка в публичном обсуждении все же отошла на второй план, тем не менее, взаимоотношения по линии «старожильческое население – приезжие» сохраняют латентную конфликтность.
Если рассматривать отношение населения Удмуртии к трудовой миграции, то по сравнению с 2016 годом в 2017 и 2018 годах отмечается рост доли тех, кто не видит необходимости в привлечении в Удмуртию рабочей силы из других стран (с 57,8% в 2016 г. до 68,9% в 2018 г.). При этом за последний год подросла и доля тех, кто считает данную меру необходимой (с 4,2% до 17,7% соответственно). Доля безразличных, в свою очередь, снизилась.
Во взаимоотношениях с мигрантами местные жители сталкиваются, прежде всего, с трудностями в понимании русского языка приезжими. На это указали 29,6% респондентов. Следующей по распространенности проблемой являются правонарушения со стороны мигрантов (17,0%). Проблему непонимания приезжими местных культурных особенностей выделили 16,1% опрошенных. В качестве проблемы взаимоотношений 13,2% респондентов отмечают агрессивное поведение мигрантов, в том числе повышенное внимание мигрантов-мужчин к местным женщинам.
Каждый десятый опрошенный житель (9%) считает, что происходит вытеснение местного населения из наиболее прибыльных сфер экономической деятельности. В меньшей степени жители отмечали такие проблемы, как поддержку мигрантами криминальных структур (6,8%) и различное вероисповедание местных жителей и мигрантов (6,2%).
Одна пятая часть респондентов (18,3%) считают, что проблем нет.
И все-таки, резюмируя, можно отметить, что по всем критериям оценки допустимой социальной дистанции опрошенных жителей Удмуртской Республики с мигрантами, отмечается рост позитивного восприятия: по сравнению с 2017 годом респонденты стали чаще выражать готовность как к их приезду в республику, проживанию вместе с соседями-мигрантами, так и к дружеским отношениям и к браку близкого родственника с мигрантом.
Федеральное агентство по делам национальностей в настоящее время разрабатывает эффективные алгоритмы, которые могли бы использовать регионы для решения этих проблем в комплексе с другими министерствами, ведомствами и органами местного самоуправления.
Но, не стоит занимать выжидательную позицию в ожидании инструкций из федерального центра. На местах необходимо уже сейчас принимать превентивные меры по снижению уровня нелегальной трудовой миграции, снижению социальной напряжённости в обществе, обеспечению межнационального согласия, повышению эффективности управления миграционными потоками, формированию у мигрантов и принимающего сообщества навыков межкультурного общения, усилению роли институтов гражданского общества в решении этих вопросов.
С целью оперативного разрешения возможных конфликтных ситуаций в городах и районах республики необходимо заранее готовить специалистов и переговорные площадки, поддерживать взаимодействие мигрантов с правоохранительными органами, представителями государственной власти и местного самоуправления.
В завершение своего доклада выскажу уверенность в том, что совместные межведомственные действия будут способствовать и в дальнейшем гармонизации межэтнических отношений на территории Удмуртской Республики.