Сайтысь утчано

Удмурт элькунысь йӧскалык политикая министерство
Сайтысь утчано
Доклад министра национальной политики Удмуртской Республики Бурановой Л.Н. по вопросу «О ситуации в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений на территории Удмуртской Республики»
11 August 2020 Интервью

Доклад министра национальной политики Удмуртской Республики Бурановой Л.Н. по вопросу «О ситуации в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений на территории Удмуртской Республики»

Доклад по вопросу  «О ситуации в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений

на территории Удмуртской Республики»

 

(для заседания  Межведомственной комиссии по миграционной политике при Правительстве Удмуртской Республики 26 февраля 2019 года)

 

В Удмуртии по-прежнему сохраняются доброжелательные межэтнические отношения. Резонансных конфликтов, мотивированных этнической принадлежностью сторон,  в 2018 году допущено не было.

Эффективность действий в сфере гармонизации межнациональных отношений  во многом зависит от оптимальной модели управления этническими процессами и их мониторинга.  

В декабре 2018 года в полном объеме в Удмуртской Республике была запущена общефедеральная автоматизированная Система мониторинга состояния межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций.

Доступ к Системе мониторинга    предоставлен всем муниципальным образованиям в Удмуртской Республике.  Кроме того, пользователями Системы являются Администрация Главы и Правительства Удмуртской Республики, Центр противодействия экстремизму МВД Удмуртской Республики и Кризисный центр МЧС по Удмуртии.

В целях диагностики текущего состояния межэтнических отношений и выявления факторов риска в данной сфере в Удмуртской Республике ежегодно проводятся опросы общественного мнения.

Материалы этносоциологического опроса населения Удмуртии в 2018 году подтверждают благоприятный климат межэтнических отношений в республике.  

Анализ результатов социсследований  показал, что подавляющее большинство жителей Удмуртской Республики (более 80%) оценивают межнациональные отношения в нашем  регионе как бесконфликтные или доброжелательные.    

Уровень «оптимизма» относительно возможности конфликтов на межнациональной почве составил   74,2 %, из них   43,5 %  опрошенных считают, что данные конфликты невозможны, 30,7 %  полагают, что шанс их возникновения маловероятен. Уменьшился по сравнению с 2017 годом уровень межэтнической неприязни, составив 5,1 % респондентов.

В качестве возможной причины обострения межнациональных отношений чаще всего называлось неправильное воспитание в семье и  исторические традиции проявления нетерпимости. На этот фактор указали 32,2% респондентов. В тройку основных причин обострения межнациональных отношений респонденты отнесли также вызывающее поведение представителей некоторых национальностей, игнорирование ими местных традиционных норм поведения и обычаев коренного населения региона (21,1%) и неустроенность жизни и быта. 

Подавляющее большинство  жителей Удмуртской Республики не придают никакого значения национальности человека при общении с ним (93,0%). По сравнению с результатами исследования, проведенного в 2016 г., доля подобных ответов возросла в 2017 году более чем на 13% и продолжила оставаться на таком уровне в 2018 году.

 Большинство опрошенных жителей республики отмечают, что никогда не испытывали чувство обиды или унижения в связи со своей национальностью (86,6%), что существенно превышает показатели 2017 года (68,3%).   

Положительная динамика оценки наблюдается и в отсутствии враждебных настроений к представителям других национальностей. В 2017 году она составляла 91,8% опрошенных, в 2018 году выросла до 94,9 % респондентов.

Ежегодные опросы общественного мнения позволили выявить одну закономерность – чем ниже уровень материального благосостояния респондента, тем негативней оценивается межнациональная ситуация, тем ниже готовность к общению с представителями других национальностей, тем выше неприязнь к представителям других народов.

И на этот момент необходимо обратить особое внимание. В том числе и органам местного самоуправления необходимо активизировать работу по максимальному вовлечению в просветительские проекты межнационального характера семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей и подростков из таких семей.  

Важную роль в процессе стабилизации ситуации, укрепления доверия к власти и согласования интересов разных этнических общностей играют площадки, обеспечивающие как взаимный диалог национальных общественных объединений, так и их диалог с органами власти всех уровней.

В Удмуртской Республике  действует Общественный совет по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений при Главе Удмуртской Республики.

Общественные советы по вопросам межнациональных отношений созданы в городах и районах Удмуртской Республики.

Во всех городах и районах Удмуртской Республики действуют муниципальные программы, направленные на гармонизацию межэтнических отношений, профилактику экстремизма, которые  подкреплены финансовыми средствами из бюджетов муниципального уровня.  

По заказу Миннаца Ижевским филиалом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации  ежегодно ведется обучение государственных и муниципальных служащих по вопросам профилактики экстремизма и ксенофобии на национальной и религиозной почве.  В 2018 году такие семинары проведены в городах Сарапул, Можга, Воткинск, Вавожском, Дебесском, Алнашском и Ярском районах. Обучение прошли более 300 человек.

К факторам риска в межэтнической сфере необходимо относить и этнографическое невежество.

На заседании Совета по межнациональным отношениям при Президенте России в Ханты-Мансийске в 2018 году  главой Федерального агентства по делам национальностей И.Бариновым было отмечено, что невладение элементарной этнокультурной информацией рождает настороженность и враждебность граждан разных национальностей и вероисповеданий друг к другу, позволяет деструктивным силам использовать эти пробелы в знаниях для навязывания стереотипов о различных народах, готовить благодатную почву для разжигания межнациональных конфликтов.

Прививку этнокультурным просвещением нашим гражданам от всех форм проявления национализма и экстремизма нужно делать ещё в раннем возрасте. Если в нашей стране будет больше проектов, подобных «Большому этнографическому диктанту»,  то через несколько лет мы получим поколение с иммунитетом к национальным предрассудкам и конфликтам.  

Но, Большой этнографический диктант, проведенный уже в третий раз по инициативе Миннаца Удмуртии совместно с Федеральным агентством по делам национальностей в ноябре 2018 г., к сожалению, показал вновь недостаточный уровень этнокультурной компетентности, в первую очередь в молодежной среде. Уровень знания о народах России оставляет желать лучшего. В целом по стране и в Удмуртии диктант был написан на «тройку».  

Практическим целям профилактики и своевременного урегулирования конфликтов на национальной и религиозной почве служит разработанный Миннацем Порядок  мониторинга этноконфессиональной ситуации и раннего выявления формирующихся конфликтов в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, их предупреждения, предотвращения эскалации данных конфликтов (методические рекомендации для органов местного самоуправления в Удмуртской Республике).

В настоящее время идет совместная работа с МВД и УФСБ по разработке регламента взаимодействия по реагированию на ситуации   межнациональных конфликтов и межнациональной напряженности.

В целях противодействия экстремизму и ксенофобии в республике реализуются мероприятия по контрпропаганде и пропаганде идей ценности добрососедских межнациональных отношений. На телеканале «Моя Удмуртия» в течение 2018 года продолжала выходить серия молодежных просветительских программ «Этника», посвященных народам Удмуртии (выходит 1 раз в 2 недели).     

В 2018 году продолжилось взаимодействие государственных и муниципальных органов власти с традиционными конфессиями.

2 ноября 2018 года состоялась встреча Главы Удмуртской Республики                     А.В. Бречалова с лидерами традиционных конфессий Удмуртии, на которой Глава региона подчеркнул, что в республике сложилась определённая система социального партнёрства и совместной работы с религиозными организациями, направленная на укрепление межнационального единства и развитие республики.

В целом конфессиональная ситуация в Удмуртии остается стабильной, большинство религиозных организаций настроены на социальное партнерство и конструктивное сотрудничество с властью и обществом.

Несомненно, необходимо остановиться отдельно на работе  в области социальной и культурной адаптации мигрантов.

Мы часто ездим по районам, встречаемся  не только с руководством  районов и активом, но  обязательно  общаемся  и с населением. Картина складывается следующая. Значительная часть местного населения демонстрирует неготовность к приезду больших групп мигрантов на территорию Удмуртии.

Конечно, у нас не Московский регион и не приграничная Оренбургская область с большим наплывом мигрантов. Тем не менее, по информации Управления по вопросам миграции МВД по Удмуртской Республике ежегодно  в республику въезжает более 49 тысяч иностранных граждан.

В миграционном потоке большинство составляют трудовые мигранты.

По информации Управления по вопросам миграции МВД по Удмуртской Республике  в 2018 году  для занятия трудовой деятельностью в Удмуртию прибыли  8632 иностранных гражданина, что составило 44,1% от числа всех иностранных граждан, поставленных на миграционный учет в Удмуртской Республике первично.

Несмотря на то, что начиная с 2014 года антимигрантская повестка в публичном обсуждении все же отошла на второй план, тем не менее, взаимоотношения по линии «старожильческое население – приезжие» сохраняют латентную конфликтность.

Если рассматривать отношение населения Удмуртии к трудовой миграции,  то по сравнению с 2016 годом в 2017 и 2018 годах отмечается рост доли тех, кто не видит необходимости в привлечении в Удмуртию рабочей силы из других стран (с 57,8% в 2016 г. до 68,9% в 2018 г.). При этом за последний год подросла и доля тех, кто считает данную меру необходимой (с 4,2% до 17,7% соответственно). Доля безразличных, в свою очередь, снизилась.  

 

Во взаимоотношениях с мигрантами  местные жители сталкиваются, прежде всего, с трудностями в понимании русского языка приезжими. На это указали 29,6% респондентов.  Следующей по распространенности проблемой являются правонарушения со стороны мигрантов (17,0%).  Проблему непонимания приезжими местных культурных особенностей выделили 16,1% опрошенных.  В качестве проблемы взаимоотношений 13,2% респондентов отмечают агрессивное поведение мигрантов, в том числе повышенное внимание мигрантов-мужчин к местным женщинам.

Каждый десятый опрошенный житель (9%) считает, что происходит вытеснение местного населения из наиболее прибыльных сфер экономической деятельности. В меньшей степени жители отмечали такие проблемы, как поддержку мигрантами криминальных структур (6,8%) и различное вероисповедание местных жителей и мигрантов (6,2%).

Одна пятая часть респондентов (18,3%) считают, что проблем нет.

И все-таки, резюмируя, можно отметить, что по всем критериям оценки допустимой социальной дистанции опрошенных жителей Удмуртской Республики с мигрантами, отмечается рост позитивного восприятия: по сравнению с 2017 годом респонденты стали чаще выражать готовность как к их приезду в республику, проживанию вместе с соседями-мигрантами, так и к дружеским отношениям и к браку близкого родственника с мигрантом.

Федеральное агентство по делам национальностей в настоящее время разрабатывает эффективные алгоритмы, которые могли бы использовать регионы для решения этих проблем в комплексе с другими министерствами, ведомствами и органами местного самоуправления.  

Но, не стоит занимать выжидательную позицию в ожидании инструкций из федерального центра.  На местах необходимо уже сейчас принимать превентивные меры по снижению уровня нелегальной трудовой миграции,  снижению социальной напряжённости в обществе, обеспечению межнационального согласия, повышению эффективности управления миграционными  потоками, формированию у мигрантов и принимающего сообщества навыков межкультурного общения,  усилению роли институтов гражданского общества в решении этих вопросов.

С целью оперативного разрешения  возможных конфликтных ситуаций в городах и районах республики необходимо   заранее готовить специалистов и переговорные площадки, поддерживать  взаимодействие мигрантов с правоохранительными органами, представителями государственной власти и местного самоуправления.

В завершение своего доклада выскажу уверенность в том,  что совместные межведомственные действия будут способствовать и в дальнейшем гармонизации межэтнических отношений на территории Удмуртской Республики.

 

Поделиться