Доклад министра национальной политики Удмуртской Республики Л.Н.Бурановой на итоговой коллегии
«Об итогах работы Министерства национальной политики
Удмуртской Республики в 2018 году и задачах на 2019 год»
(28 февраля 2019 года, Дом Дружбы народов)
Уважаемые коллеги!
Введение
Как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям в конце прошлого года: «…что межэтнические отношения – это крайне чувствительная, деликатная область, которая не прощает ошибок, непрофессионализма, бюрократического отношения к делу. Очень важно, чтобы в этой сфере, на этих участках работали компетентные, подготовленные, заинтересованные люди, знающие культуру, языки народов России, историю страны и наших регионов, в которой в том числе были и очень сложные страницы. Мы не должны об этом никогда забывать».
Не случайно, что по итогам данного заседания Президентом Российской Федерации была сделана серия принципиально важных поручений, касающихся сферы управления национальными отношениями.
Опыт Удмуртской Республики по реализации государственной национальной политики в 2018 году получил довольно высокую оценку на федеральном уровне.
Свидетельством тому может служить предложение Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе провести очередное заседание семинара-совещания с заместителями губернаторов в ПФО в августе 2018 года в городе Ижевске.
Наша практика формирования государственного задания в сфере межэтнических отношений для Дома Дружбы народов была предложена Правительством России субъектам Российской Федерации для разработки перечня государственных и муниципальных работ для подведомственных учреждений, деятельность которых направлена на реализацию Стратегии государственной национальной политики.
Удмуртия вошла в число регионов России, достигших наилучших показателей в реализации государственной национальной политики, что позволило заключить соглашение с ФАДН о предоставлении субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России на 2019 год.
О наших региональных наработках было доложено на итоговой коллегии Федерального агентства по делам национальностей, в заседании которой приняла участие наш министр. На коллегии в очередной раз была обозначена тема, касающаяся эффективности реализации государственной национальной политики в субъектах Российской Федерации.
Уважаемые участники коллегии, сегодняшнее заседание коллегии проходит в очень важный и юбилейный для нашей отрасли год. Ровно 25 лет назад было принято решение о создании Комитета по делам национальностей Удмуртской Республики.
Принятые решения создали фундаментальный задел и положили начало позитивному развитию межнациональных и межконфессиональных отношений в республике.
В связи с этим позвольте поздравить ветеранов, которые стояли у истоков создания и развития отрасли государственной национальной политики в Удмуртской Республике: Смирнова С.К, Мусалимов Н.Н.,….
Оглядываясь назад, хочу сказать, что эти 25 лет пролетели как несколько месяцев. Сделано очень много. В Удмуртии выстроена институциональная основа государственной национальной политики, накоплен значительный опыт, который может быть использован в других регионах России.
Сегодня, на итоговой коллегии, мы, благодаря нашей совместной работе, отмечаем, что в республике по-прежнему сохраняются доброжелательные отношения между всеми этническими группами и конфессиями. Этнокультурные и конфессиональные различия не являются факторами дестабилизации общественно-политического климата, воспринимаются в обществе спокойно.
Резонансных конфликтов, мотивированных этнической принадлежностью сторон, допущено не было.
Задачи 2018 года.
Чтобы успешно ответить на новые политические и экономические вызовы, необходимы концентрация усилий, финансов, управленческих инструментов, позволяющих оперативно и технологично реагировать на изменения в обществе.
К определению приоритетных направлений и решению задач на 2018 год мы подходили осознанно, с учетом актуальных проблем, современных реалий, вызовов и угроз в сфере государственной национальной политики.
Мы провели целый ряд стратегических сессий по созданию перспективных управленческих проектов, направленных на развитие отрасли.
Работая в проектном режиме, мы «нащупали больные места» и определили для себя «истинный север» – стратегические направления, приоритетные задачи и действия на весь 2018 год.
Повесткой 2018 года стали:
выстраивание системы работы в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений на муниципальном уровне (мы 2018 год даже назвали годом муниципальных образований);
совершенствование взаимодействия с национально – культурными объединениями и переориентация их на проектную работу;
языковая политика (эта тема всегда находится в приоритете нашей работы);
большое внимание в 2018 году уделялось сохранению культуры и традиций коренного малочисленного народа Российской Федерации – бесермян;
не была оставлена без внимания тема развития и консолидации российского казачества в Удмуртской Республике;
приступили к исполнению новых переданных в 2018 году полномочий по координации работы по социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов и взаимодействию с религиозными организациями.
Управленческая деятельность (реализация госпрограммы, бюджет, нормотворчество, выполнение основных мероприятий и др.)
Уважаемые коллеги, прошу вас обратить внимание на внесение изменений в стратегические, концептуальные и плановые документы в сфере государственной национальной политики Российской Федерации. Указом Президента России внесены изменения в Стратегию, распоряжением Правительства России утвержден новый План по реализации Стратегии на период на новый период 2019 – 2021 годы. Распоряжением Главы Удмуртской Республики утвержден План реализации Стратегии на территории Удмуртии на период 2019 – 2021 годы. Прошу вас привести в соответствие с указанными нормативными правовыми актами свои муниципальные стратегические и плановые документы в сфере государственной национальной политики. В проекте решения коллегии мы на это укажем и определим срок.
Сегодня на коллегии мы подведем итоги нашей деятельности за отчетный год и определим цели и задачи по государственной национальной политике на ближайшую перспективу, не сбавляя при этом темпов, и работая на полную реализацию уже раскрученных проектов.
В итоговом отчете будут представлены числовые и качественные результаты по исполнению наших полномочий.
Деятельность министерства в 2018 году осуществлялась в рамках государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» и государственной программы Удмуртской Республики «Этносоциальное развитие и гармонизация межэтнических отношений».
Плановые мероприятия министерства на 2018 год были выполнены в полном объеме.
Для успешной реализации государственной программы в 2018 году была создана необходимая нормативная правовая база. В рамках осуществления нормативного правового регулирования в установленной сфере деятельности в 2018 году министерством разработано 11 проектов правовых актов и ряд приказов министерства, касающихся регулирования процессов поддержки национально-культурных общественных объединений, доступа СОНКО к оказанию общественно-полезных услуг к сфере межнациональных отношений, обновленного состава Региональной рабочей группы по казачеству, межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям, уточнения, инвентаризации и оптимизации перечня основных мероприятий и ресурсного обеспечения государственной программы.
На министерство возложены функции главного распорядителя и получателя бюджетных средств. Согласно Закону Удмуртской Республики «О бюджете Удмуртской Республики на 2018 года и плановый период 2019 и 2020 годов» объемы ресурсного обеспечения государственной программы составили в 2018 году – 73 043,1 тыс. рублей (в 2017 году – 68 830,6 тыс. рублей (из них 4 968,4 тыс. руб. из средств федерального бюджета), что на 6 % больше ранее утвержденного объема.
Средства республиканского бюджета, предусмотренные министерству, включают бюджетные ассигнования на следующие основные направления: мониторинг этносоциальной ситуации (социологические опросы), обучающие семинары по профилактике терроризма и экстремизма в муниципальных образованиях, размещение социальной рекламы добрососедских отношений, перевод текстов, Большой удмуртский диктант, поддержка воскресных школ НКО и языковых курсов, субсидии НКО на реализацию проектов и мероприятий в сфере государственной национальной политики, республиканские национальные праздники, обеспечение выполнения государственного задания Домом Дружбы народов и т.д.
В рамках выделения субсидий из бюджета Удмуртской Республики в 2018 году проведено более 300 региональных и муниципальных мероприятий, в числе основных – многонациональные мероприятия, направленные на укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России, празднование общероссийских событий, мероприятия по социальной и культурной адаптации иностранных граждан.
Численность населения, принявшая участие в проектах и мероприятиях, реализуемых в рамках государственной программы «Этносоциальное развитие и гармонизация межэтнических отношений», составила более 655 тыс. чел.
В течение 2018 года в адрес министерства поступило и зарегистрировано 2 307 входящих документов, более 70 запросов из федеральных органов власти и 24 обращения граждан и общественных организаций.
В рамках мониторинга этносоциальной ситуации осуществлялся структурно-содержательный анализ обращений граждан, поступивших в министерство. Наибольшее количество писем зафиксировано из г.Ижевска (10 обращений). По одному обращению поступило из Вавожского и Ярского районов. 7 письменных обращений получено из Республики Коми, Республики Башкортостана, Московской области и иных регионов РФ с компактным проживанием удмуртов. По сравнению с 2017 годом доля обращений сократилась почти вдвое. Основная часть обращений граждан в министерство касается вопросов использования и защиты языков и миграционной политики. Наиболее часто авторы обращений касаются вопросов, связанных с поддержкой их социально-значимых проектов.
Обращений граждан о фактах нарушений принципа равенства граждан не поступало.
В целях совершенствования государственного управления в сфере государственной национальной политики на территории Удмуртской Республики Указом Главы Удмуртской Республики от 14 сентября 2015 года № 182 был создан Общественный совет по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Главе Удмуртской Республики. В рамках работы Общественного совета в 2018 году состоялись рабочие встречи Главы Удмуртии А.В.Бречалова с активом национально – культурных объединений и лидерами традиционных конфессий.
В целях более оперативного взаимодействия национальных общественных объединений, как с органами государственной власти, так и друг с другом с 2004 года функционирует Постоянно действующее совещание при Министре национальной политики Удмуртской Республики. В 2018 году проведено 6 заседаний, на которых были рассмотрены вопросы, касающиеся эффективности деятельности НКО, взаимодействия республиканских НКО с местными отделениями, участия НКО в грантовых конкурсах, оказанию социально ориентированными некоммерческими организациями общественно-полезных услуг в межнациональной сфере, вопросы по социальной и культурной адаптации мигрантов, профилактике экстремизма и терроризма на национальной и религиозной почве, работе с молодежью и др.
Впервые в апреле 2018 г. был проведен первый межрегиональный Форум муниципальных образований «Мир в диалоге», задачей которого стало создание экспертно-коммуникативной площадки с целью выработки эффективных моделей взаимодействия институтов всех уровней, взаимообмен успешными практиками в реализации государственной национальной политики на муниципальном уровне, повышение компетентности руководителей муниципальных образований в вопросах укрепления межэтнических отношений. В форуме приняли участие представители органов местного самоуправления, работники муниципальных учреждений образования, культуры и СМИ. Принимая во внимание успешный опыт проведения данного Форума, полагаем, что в будущем его проведение может иметь общефедеральный масштаб.
Мониторинг состояния межнациональных отношений и раннего предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов
Принципиально важный элемент в реализации Стратегии государственной национальной политики – мониторинг состояния и прогнозирование развития межэтнических отношений, а также оперативное реагирование на выявляемые риски.
В декабре 2018 года в полном объеме в Удмуртской Республике была запущена общефедеральная автоматизированная Система мониторинга состояния межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций.
Доступ к Системе мониторинга предоставлен всем муниципальным образованиям в Удмуртской Республике. Кроме того, пользователями Системы являются Администрация Главы и Правительства Удмуртской Республики, Центр противодействия экстремизму МВД Удмуртской Республики и Кризисный центр МЧС по Удмуртии.
Мы приступили к разработке и утверждению методических рекомендаций о порядке реагирования на выявленные системой мониторинга конфликтные и предконфликтные ситуации в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях. После их утверждения рекомендации будут направлены в адрес органов местного самоуправления.
Значимым элементом Системы мониторинга является социологический мониторинг состояния межнациональных отношений. По заказу Миннаца ежегодно проводятся социологические исследования, направленные на изучение отношения жителей Удмуртии к проблемам и вопросам в сфере межнациональных отношений.
Анализ результатов социсследований, проведенных в 2018 году, показал, что подавляющее большинство жителей Удмуртской Республики (более 80%) оценивают межнациональные отношения в нашем регионе как бесконфликтные или доброжелательные.
Уровень «оптимизма» относительно возможности конфликтов на межнациональной почве составил 74,2 %, из них 43,5 % опрошенных считают, что данные конфликты невозможны, 30,7 % полагают, что шанс их возникновения маловероятен. Уменьшился уровень межэтнической неприязни, составив 5,1 % респондентов.
В качестве возможной причины обострения межнациональных отношений чаще всего называлось неправильное воспитание в семье, исторические традиции проявления нетерпимости. На этот фактор указали 32,2% респондентов. В тройку основных причин обострения межнациональных отношений респонденты отнесли также вызывающее поведение представителей некоторых национальностей, игнорирование ими местных традиционных норм поведения и обычаев коренного населения региона (21,1%) и неустроенность жизни и быта, зависть отдельных граждан (15,2%).
Чаще, чем в среднем, характеризуют межнациональные отношения как напряженные, конфликтные или даже взрывоопасные следующие группы респондентов: молодежь возрастом до 35 лет; граждане, оценивающие свое материальное положение как плохое; жители районов.
Одной из целей Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации является упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации). Совершенно очевидно, что молодые люди не рождаются со сформированной общероссийской идентичностью, она формируется в процессе социализации.
Материалы социологического опроса обучающихся и студентов Удмуртии показывают, что гражданская идентичность в молодежной среде, наряду с национальной, является одной из наиболее сильных коллективных идентичностей: почти 70% опрошенных сообщили, что ощущают единство, связь со всеми гражданами России. И не отрицая своей национальной принадлежности, могли бы сказать о себе «Моя национальность – россиянин».
Подавляющее большинство жителей Удмуртской Республики не придают никакого значения национальности человека при общении с ним (93,0%). По сравнению с результатами исследования, проведенного в 2016 г., доля подобных ответов возросла в 2017 году более чем на 13% и продолжила оставаться на таком уровне в 2018 году.
Большинство опрошенных жителей республики отмечают, что никогда не испытывали чувство обиды или унижения в связи со своей национальностью (86,6%), что существенно превышает показатели 2017 года (68,3%).
Положительная динамика оценки наблюдается и в отсутствии враждебных настроений к представителям других национальностей. В 2017 году она составляла 91,8% опрошенных, в 2018 году выросла до 94,9 % респондентов.
Ежегодные опросы общественного мнения позволили выявить одну закономерность – чем ниже уровень материального благосостояния респондента, тем негативней оценивается межнациональная ситуация, тем ниже готовность к общению с представителями других национальностей, тем выше неприязнь к представителям других народов.
Как показал опрос, среди безработных уровень нетерпимости несколько превышает общий республиканский показатель 5,2%, а среди граждан, которым по их самоощущениям не хватает даже на самое необходимое, – неприязнь к людям иной национальности составляет 7,6%. (общий 5,1%).
И на этот момент необходимо обратить особое внимание. В том числе и органам местного самоуправления необходимо активизировать работу по максимальному вовлечению в просветительские проекты межнационального характера семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей и подростков из таких семей.
Кроме того, помимо сложностей экономического характера, к числу факторов риска можно отнести социальную дистанцию между мигрантами и принимающей средой. Если рассматривать отношение населения Удмуртии к трудовой миграции, то примерно половина респондентов в настоящее время скептически относится к росту численности трудовых мигрантов в Удмуртской Республике. Тем не менее, отмечается снижение удельного веса респондентов, отвечающих в негативном ключе на вопросы о трудовых мигрантах. Отношение населения Удмуртии к пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданам неоднозначно: не испытывают к ним негативного отношения (60%). Чаще, чем в среднем, негативное отношение к мигрантам фиксируется в следующих группах: люди в возрасте от 25 до 34 лет; имеющие плохое материальное положение; временно не работающие; испытывающие неприязнь к людям других национальностей.
Как видим, межэтнические и межконфессиональные отношения находятся в постоянном динамическом процессе. Внимание к этим изменениям сегодня, – в условиях сложной международной обстановки, кризисных явлений в экономике страны, – имеет особую актуальность.
Профилактика экстремизма на национальной и религиозной почве.
Непосредственную нацеленность на обеспечение единства российской нации, этнокультурное развитие многонационального народа Российской Федерации и снижение конфликтных ситуаций в сфере межнациональных и религиозных отношений в Удмуртской Республике имеет подпрограмма «Гармонизация межэтнических отношений, профилактика экстремизма и терроризма в Удмуртской Республике» государственной программы «Этносоциальное развитие и гармонизация межэтнических отношений».
Во взаимодействии с МВД по Удмуртской Республике, УФСБ, УФСИН и другими заинтересованными органами и государственными структурами министерством осуществляется плановая работа, направленная на участие в рамках профильной компетенции в профилактике экстремистской деятельности на национальной и религиозной почве.
Министерство является соисполнителем по ряду мероприятий, организуемых Антитеррористической комиссией.
В целях повышения уровня методического и организационного обеспечения органов местного самоуправления по профилактике распространения экстремистской идеологии по заказу Миннаца Удмуртии Ижевским филиалом Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации организовано обучение для муниципальных служащих и руководителей муниципальных учреждений и организаций образования, культуры, молодежной политики и спорта по вопросам профилактики экстремизма и ксенофобии на национальной и религиозной почве.
В 2018 году выездные обучающие семинары по теме «Проблемы профилактики экстремизма и ксенофобии на национальной и религиозной почве», «Механизмы противодействия проявлениям ксенофобии национального, расового и религиозного экстремизма и место в нем органов местного самоуправления», «Государственная национальная политика Российской Федерации. Теория и практика регулирования межнациональных и межконфессиональных отношений на региональном и муниципальном уровне» были проведены в 7-ми МО (городах Сарапул, Можга, Воткинск, Вавожском, Дебесском, Алнашском и Ярском районах).
В 2018 году курсы повышения квалификации по данной тематике прошли 337 государственных гражданских и муниципальных служащих, религиозных лидеров, молодежных и иных коммуникаторов общественного мнения.
Несмотря на то, что большинство населения расценивают межнациональную обстановку как нормальную и доброжелательную, учитывая специфику нашей сферы и способность обычного, даже бытового конфликта с участием представителей разных национальностей мгновенно приобретать этническую окраску и в считаные часы эскалироваться вплоть до федерального уровня, мы должны постоянно работать над совершенствованием механизмов регулирования вверенного нам направления деятельности.
Министерством национальной политики УР в целях противодействия вовлечению молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность, с участием представителей общественных и религиозных организаций в 2018 году была продолжена практика проведения культурно-просветительских и воспитательных мероприятий по развитию у молодежи идей межнациональной и межрелигиозной толерантности.
Для формирования у молодежи стойкого неприятия идеологии терроризма, в рамках общероссийских и региональных молодежных (студенческих) форумов в республике прошли следующие мероприятия, направленные на предупреждение распространения террористических и экстремистских идей среди молодёжи, а также на её воспитание в духе патриотизма: Международная научно-практическая конференция «Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация», одними из основных направлений которой стали: социальная психология терроризма и экстремизма: механизмы влияния, противостояние влиянию, переговоры; медиация в урегулировании конфликтов; формирование социальных представлений, ценностей, установок в изменяющемся мире; Межрегиональные учебные сессии Многонационального молодёжного образовательного центра «Вместе», в которых приняли участие молодые люди из 10 регионов России; акция памяти жертв терроризма «Дружба народов – мир на планете» и др.
В 2018 году были организованы семинары и форумы, направленные на противодействие терроризму: окружной семинар проекта «Моя Россия – единство народов», в котором приняло участие свыше 150 человек из 25 субъектов Российской Федерации, молодёжные межнациональные лагерные смены «Удмуртия – наш общий дом» и «Мы – россияне».
В течение 2018 года Министерством национальной политики Удмуртской Республики с участием национально-культурных общественных организаций, работников учреждений образования, культуры и молодежной политики, работников национальных культурных центров, представителей традиционных конфессий, СМИ, представителей правоохранительных органов в муниципальных образованиях «Вавожский район»», «Игринский район» и «Город Можга» были проведены семинары – совещания «Определение актуальных проблем и механизмов создания муниципальной программы по гармонизации межэтнических отношений», в рамках которых выявляются основные характеристики и механизмы, необходимые для создания рабочей модели муниципальной программы по гармонизации межэтнических отношений, профилактике экстремизма на этнической почве, укрепления единства российской нации и этнокультурного развития народов России.
На заседании Совета по межнациональным отношениям при Президенте России в Ханты-Мансийксе главой ФАДНА И.Бариновым было отмечено, что невладение элементарной этнокультурной информацией рождает настороженность и враждебность граждан разных национальностей и вероисповеданий друг к другу, позволяет деструктивным силам использовать эти пробелы в знаниях для навязывания стереотипов о различных народах, готовить благодатную почву для разжигания межнациональных конфликтов.
Прививку этнокультурным просвещением нашим гражданам от всех форм проявления национализма и экстремизма нужно делать ещё в раннем возрасте. Если в нашей стране будет больше проектов, подобных «Большому этнографическому диктанту», то через несколько лет мы получим поколение с иммунитетом к национальным предрассудкам и конфликтам.
Большой этнографический диктант в Удмуртской Республике прошел 2 ноября 2018 года и был приурочен к Дню народного единства. В Удмуртской Республике было создано 222 площадки, Диктант написали 9,9 тысяч человек. По этим позициям Удмуртия твердо вошла в топ-10 лучших регионов Акции. В целом, по стране средний балл по России составил 56,1, в Удмуртии – 55,12.
В 2018 году Большой этнографический диктант в России и за рубежом написали 392 тысячи человек. Для написания диктанта было открыто 4567 площадок, почти в два раза больше, чем в 2017 году (2 600 площадок) по всей стране и за рубежом (35 стран!, в 2017 – 11 стран). Тестирование прошло на пяти континентах, в 85 субъектах России. Диктант написали на МКС, в самолёте, вагоне-тренажере и даже трамвае.
Практическим целям профилактики и своевременного урегулирования конфликтов на национальной и религиозной почве служит разработанный Миннацем Порядок мониторинга этноконфессиональной ситуации и раннего выявления формирующихся конфликтов в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, их предупреждения, предотвращения эскалации данных конфликтов (методические рекомендации для органов местного самоуправления в Удмуртской Республике).
В настоящее время идет совместная работа с МВД и УФСБ по разработке регламента взаимодействия по реагированию на ситуации межнациональных конфликтов и межнациональной напряженности.
(Как раз сегодня, после проведения коллегии (после перерыва на обед) пройдет обучение муниципальных служащих (кураторов сферы госнацполитики) современным практикам урегулирования конфликтов на этнорелигиозной почве, особенностям работы в автоматизированной Системе мониторинга и проведения социологических опросов на территории муниципального образования).
На коллегии Миннаца в декабре 2018 года было рекомендовано органам местного самоуправления проревизировать и привести муниципальные программы/подпрограммы по гармонизации межнациональных отношений в соответствие с государственной программой Российской Федерации и Удмуртской Республики. Уважаемые коллеги, для этого необходимо организовать работу по анализу реальной ситуации в муниципальном образовании, выявить факторы реального или возможного риска, актуализировать работу координационных советов. И советы, и правильные слова в программах есть практически везде, но чаще всего они носят формальный характер, не являются инструментом решения конкретных задач и проблемных ситуаций. Мы готовы оказать необходимую помощь, также прошу не скидывать со счетов методистов Дома дружбы, которые в кустовом режиме работают у вас на местах.
Работа МО по социально-экономическому и этнокультурному развитию цыган.
На Совете по межнациональным отношениям при Президенте России в Ханты-Мансийске также рассматривался «цыганский вопрос». Было отмечено, что конфликты с цыганским сообществом носят, скорее, социальный, бытовой характер. Но непопулярные решения органов власти наносят не только удар по цыганскому народу, это – разжигание ненависти между народами России.
Внимание муниципалитетов было обращено на необходимость уделять “серьезное внимание улучшению положения цыган” и их интеграции в современное общество.
Очевидно, что мы упустили момент работы с этими людьми, которые, к сожалению, очень часто вовлекаются в криминальную деятельность. Мы с вами это хорошо знаем, и здесь, чего греха таить, нужно прямо говорить об этом, правда?
«Профессионально занимаются распространением наркотиков, люди просто не хотят рядом проживать, вот в чём проблема. Но, мы цыган во всём не должны обвинять. Это проблема всего общества, проблема эффективности работы органов власти. Нужно сейчас своевременно и грамотно выстраивать эту работу».
В Удмуртской Республике в 2018 году резонансных конфликтов между местным населением и лицами, относящими себя к цыганскому сообществу, не зафиксировано.
В силу разобщенности и отличий между разными этнографическими группами цыган региональная цыганская НКО пока не образована.
Напоминаю, что Федеральным агентством по делам национальностей в прошлом году был разработан Комплексный план мероприятий по социально-экономическому и этнокультурному развитию цыган в Российской Федерации на период 2017 – 2019 годы.
В соответствии с планом муниципалитетам необходимо активно вовлекать цыганских детей и молодежь в кружки творчества и ремесел.
Положительную работу с цыганским населением можно отметить в г.Можге и Можгинском районе, Игринском районе. В целях проведения информационной работы, направленной на преодоление негативных стереотипов по отношению к цыганскому населению, в 2018 году в телепроекте ТРК «Город Можга» «По соседству» были представлены материалы о жизни российских цыган в Можгинском районе и их многоликой культуре с акцентированием внимания на положительных сторонах жизни цыганской общины.
В г. Можге действует цыганский ансамбль танца и цыганской песни «Тернен». Коллектив принимает участие во многих городских и республиканских мероприятиях, является постоянным участником и призером городских, зональных и республиканских конкурсов.
В муниципальных образованиях с компактным проживанием цыган дети разного возраста посещают детский сад, общеобразовательную школу. С участием местного населения цыганская молодежь принимает участие в праздничных общественных мероприятиях, проводимых на территории муниципального образования. Дети занимаются в городских и сельских Домах культуры вокалом, хореографией. В школах посещают кружки ДПИ и ИЗО (г.Ижевск, Игринский район, Можгинский район и др.).
Уважаемые коллеги, в муниципальных образованиях необходимо осуществлять мониторинг положения цыганского населения, знать лидеров цыганской общины, места компактного проживания, численность, конкретные адреса и проблемы, связанные с документированием.
Обеспечение межконфессионального согласия.
В 2018 году продолжилось взаимодействие государственных и муниципальных органов власти с традиционными конфессиями.
2 ноября 2018 года состоялась встреча Главы Удмуртской Республики А.В. Бречалова с лидерами традиционных конфессий Удмуртии, на которой Глава региона подчеркнул, что в республике сложилась определённая система социального партнёрства и совместной работы с религиозными организациями, направленная на укрепление межнационального единства и развитие республики.
В Удмуртской Республике действует более 330 религиозных объединений, из которых 298 имеют статус юридического лица.
На протяжении нескольких лет сохраняется тенденция роста количества регистрируемых религиозных организаций. В 2018 году в Единый государственный реестр юридических лиц были внесены 9 религиозных организаций (Русской Православной Церкви).
Традиционными конфессиями являются: православие, ислам, иудаизм, старообрядчество и протестантизм.
В целом конфессиональная ситуация в Удмуртии остается стабильной, большинство религиозных организаций настроены на социальное партнерство и конструктивное сотрудничество с властью и обществом.
Основными событиями Удмуртской митрополии Русской православной церкви в 2018 году были мероприятия общецерковного и епархиального уровня: праздники и памятные даты православного церковного календаря, праздничные богослужения и мероприятия с участием митрополита Ижевского и Удмуртского Викторина, рабочие встречи по вопросам профилактики терроризма и экстремизма, открытие Музея истории религий и национальностей Прикамья в городе Сарапуле.
31.08.18 было подписано соглашение о социальном сотрудничестве между Удмуртской митрополией и Духовным Управлением Мусульман Удмуртии, который определяет такие сферы сотрудничества, как укрепление безопасности и стабильности общества, углубление сотрудничества с органами государственной власти и органами местного самоуправления, укрепление нравственных, семейных, общественных, гражданских и патриотических ценностей, развитие научных исследований в этноконфессиональной сфере.
В ноябре 2018 года был проведен межрегиональный семинар по формированию духовно-нравственной культуры подростков, а также форум православной молодежи Удмуртии.
К наиболее значимым событиям 2018 года мусульман Удмуртии следует отнести IX Всероссийский форум татарских религиозных деятелей «Национальная самобытность и религия», благотворительную поездку инициативной группы мусульман Соборной мечети г. Ижевска в Ижевский дом-интернат для престарелых и инвалидов в пос. Машиностроителей, выступления на тему: «Ислам против терроризма» на общегородских мероприятиях.
С участием представителей Регионального духовного управления мусульман Удмуртской Республики обсуждаются вопросы, посвященные профилактике распространения среди мусульман идеологии экстремизма. В октябре 2018 года состоялся семинар – совещание «Ислам в современной Удмуртии» по вопросам профилактики религиозного экстремизма среди молодежи, о проведении разъяснительной работы среди верующих.
В целях профилактики распространения экстремистской идеологии особое внимание Региональным духовным управлением мусульман Удмуртской Республики уделяется повышению эффективности механизмов работы с молодежью, как одной из социальных групп, наиболее подверженных влиянию радикальных идей.
В 2019 году важным для мусульман Удмуртии событием должно стать открытие мечети в Юкаменском районе.
В целях обеспечения межконфессионального согласия Министерством национальной политики инициировано создание в 2019 году республиканского Межконфессионального консультативного комитета – общественной дискуссионной площадки, объединяющей в своем составе представителей традиционных конфессий.
Социальная и культурная адаптация и интеграция иностранных граждан.
В 2018 году, приступив к реализации функций по координации работы в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан, министерство провело анализ практики субъектов Российской Федерации, наработанной в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан, а также законодательного инструментария для регулирования деятельности в данной области.
Удельный вес преступлений, совершаемых иностранными гражданами, не свидетельствует о значительном их влиянии на общую криминогенную ситуацию в Удмуртской Республике. По данным ИЦ МВД по Удмуртской Республике за 12 месяцев 2018 года в Удмуртии зарегистрировано 25293 преступления (АППГ – 24173, +4,6%). Расследовано 14135 преступлений (АППГ – 13605, +3,9%).
Фактов проявления межнациональной вражды не зафиксировано.
В миграционном потоке большинство составляют трудовые мигранты, их количество в Удмуртии намного меньше, чем в крупных регионах нашей страны. В 2018 году для занятия трудовой деятельностью в Удмуртию прибыли 8632 иностранных гражданина, что составило 44,1% от числа всех иностранных граждан, поставленных на миграционный учет в Удмуртской Республике первично.
Анализ мониторинга показателей миграционной ситуации свидетельствует о незначительном влиянии внешней трудовой миграции на региональный и локальные рынки труда, так как основная масса иностранных граждан в силу их низкой квалификации задействуется на рабочих местах с тяжелыми условиями и низкой оплатой труда.
Если говорить о сокращении социальной дистанции между мигрантами и принимающей средой, то очевидна высокая актуальность не только программ адаптации и интеграции мигрантов, но и мероприятий, позволяющих местным жителям больше узнавать об обычаях, традициях стран выезда мигрантов. Особую значимость имеет и выстраивание каналов трансляции знаний о культуре, нормах поведения, привычках старожильческого населения.
Мероприятия, направленные на социально-культурную адаптацию и интеграцию мигрантов, осуществляются в тесном сотрудничестве с представителями национально- культурных объединений, которые, в том числе в рамках неформального общения, разъясняют иностранным гражданам требования миграционного и трудового законодательства. Некоммерческим организациям на конкурсной основе предоставляются субсидии на реализацию социально значимых проектов, в том числе направленных на социально-культурную адаптацию иностранных граждан.
В Удмуртской Республике созданы условия для сдачи иностранными гражданами экзамена на знание русского языка, истории России и основ законодательства Российской Федерации для получения патента на работу на территории Удмуртии.
Информационная поддержка прибывших иностранных граждан обеспечивается путем размещения нормативных правовых документов на официальных сайтах соответствующих исполнительных органов власти, на едином портале государственных и муниципальных услуг.
Организованы консультационные услуги для работодателей по правовому регулированию вопросов о привлечении и использовании иностранной рабочей силы.
В целях содействия адаптации мигрантов к условиям принимающего сообщества совместно с Удмуртским институтом истории, языка и литературы УрО РАН подготовлена к изданию брошюра «Гостеприимная Удмуртия» – информационное издание для иностранных граждан из стран СНГ, находящихся на территории Удмуртской Республики.
В августе 2018 года Министерством образования и науки Удмуртской Республики с участием Министерства национальной политики Удмуртской Республики и Управления по вопросам миграции МВД России по Удмуртской Республики разработана Памятка иностранным студентам и учащимся о правилах пребывания и проживания на территории Российской Федерации и нормах миграционного законодательства.
Практика работы с детьми мигрантов в школе № 17 г.Ижевска была презентована на расширенном заседании коллегии Миннаца в декабре 2018 года и рекомендована к реализации на муниципальном уровне.
В качестве заинтересованного органа исполнительной власти министерство приняло в подготовке предложений в Концепцию миграционной политики на территории Удмуртской республики с учетом вновь принятой Концепции миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы.
В целях укрепления и дальнейшего развития тесных контактов с национальными обществами, предупреждения и локализации с их помощью возможных негативных процессов, связанных с нарушением миграционного законодательства Российской Федерации среди мигрантов руководством и ответственными лицами Управления по вопросам миграции МВД России по Удмуртской Республике проводятся встречи с лидерами национальных сообществ и консультации для конкретных представителей национальных диаспор по вопросам, связанным с миграционным законодательством.
Проблемные вопросы адаптации и интеграции мигрантов обсуждались и на состоявшемся 27 октября 2018 года рабочем совещании с руководителями органов исполнительной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления, а также 12 апреля 2018 года на панельной дискуссии по теме «Социокультурная адаптация и интеграция мигрантов» в рамках организованного Министерством национальной политики Удмуртской Республики Межрегионального форума муниципальных образований «Мир диалоге».
В 2019 году ожидается внесение в ГосДуму законопроекта о социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов. Кроме того, Федеральное агентство по делам национальностей сейчас занимается разработкой эффективных алгоритмов, которые могли бы использовать регионы для решения этих проблем в комплексе с другими министерствами, ведомствами и органами местного самоуправления.
Но, не стоит занимать выжидательную позицию в ожидании инструкций из федерального центра. На местах необходимо уже сейчас принимать превентивные меры по снижению уровня нелегальной трудовой миграции, снижению социальной напряжённости в обществе, обеспечению межнационального согласия, повышению эффективности управления миграционными потоками, формированию у мигрантов и принимающего сообщества навыков межкультурного общения, усилению роли институтов гражданского общества в решении этих вопросов.
Необходимо на особом контроле держать риски, связанные с вероятными проявлениями напряженности и обострения в этноконфессиональных отношениях, особенно в городах и районах с наибольшим проживанием представителей народов Кавказа и Средней Азии (города Ижевск, Сарапул, Можга, Глазов, Воткинск, Завьяловский, Малопургинский, Дебесский, Кезский, Вавожский и другие районы).
Необходима персональная работа с лидерами сообществ мигрантов по вопросам их интеграции в среду принимающего сообщества.
Уважаемые представители органов местного самоуправления, в продолжение мигрантской темы, прошу вас обратить внимание на необходимость документирования граждан с неопределенным правовым статусом. В соответствии с Федеральным законом № 182-ФЗ о внесении изменений в законодательство о гражданстве Российской Федерации граждане бывшего СССР, не имеющие никакого гражданства, до 1 января 2020 года могут быть приняты в российское гражданство в упрощенном порядке.
Сейчас данная категория граждан с неопределенным правовым статусом, проживая в отдаленных «глухих» деревнях, не задумывается о том, что необходимо легализоваться. Без документа, удостоверяющего личность, невозможно будет получить пенсию, медицинское обслуживание, регистрацию.
Этноязыковая ситуация и реализация задач в сфере сохранения языковой самобытности
Джордж Баланчин, основатель американской балетной школы, когда спрашивали о его национальности, отвечал так: «По крови я грузин, по культуре я русский, по национальности я петербуржец». Вот это культурное, языковое, этническое многообразие всегда было основой и источником силы нашей цивилизации.
Для каждого народа вопрос сохранения и развития родного языка – это вопрос сохранения национальной идентичности, этнокультурных традиций и обычаев.
На Совете по межнациональным отношениям при Президенте России в Ханты-Мансийске был обозначен круг взаимосвязанных между собой проблем в этноязыковой ситуации. Это – учебники (в федеральном перечне содержатся учебники лишь только по шести языкам. Кстати, учебники по удмуртскому языку с 1-го по 4-й класс были 28 декабря 2018 года включены в федеральный перечень), – это примерные образовательные программы (их на сегодняшний день утверждено только по 13 языкам), – это проблема кадров, острая нехватка учителей родных языков и небольшое количество студентов, которые идут на соответствующие филологические специальности, учитывая в том числе и незначительный спрос на выпускников по этим специальностям. Это – задачи, которые нужно решать, и чем скорее, тем лучше.
На нашем, региональном уровне, в целях выработки мер, способствующих сохранению и развитию родных языков, ежегодно осуществляется мониторинг состояния и развития языков народов Российской Федерации на территории Удмуртской Республики.
Разговорными навыками на языке своей национальности владеют 48% удмуртов и 55,8% татар. Пассивное знание национального языка («понимаю, но не говорю») отмечают 24,4% удмуртов (в 2017 году – 18,3% удмуртов), 11,1% татар. Не владеют языком своей национальности 10,1% удмуртов (в 2017 году -7,8% ), 10,5% татар (в 2017 году – 8,3% ).
По самооценке опрошенных, постоянно или часто разговаривают в семье с детьми на языке своей национальности всего лишь 18,5% удмуртов и 25,9% татар. Говорят с детьми на родном языке лишь иногда или используют только отдельные слова – 5,7% удмуртов и 8,1% татар. Практически каждый третий удмурт (46,7%) и каждый четвертый татарин (28,3%) совсем не разговаривают с детьми на языке своей национальности.
Очевидно, что в обществе, в том числе и среди значительной части носителей миноритарных языков, не сформировалось ценностное их восприятие, отсутствует ответственное отношение к межпоколенной трансляции родного языка в семье. Сохранение и развитие языка не может быть обеспечено только лишь административным путем. Существует и обратная зависимость – без спроса, без соответствующего потребления создание условий, развитие системы языковых услуг и институтов «языкового обслуживания» также неизбежно сталкивается со значительными трудностями. Без эффективного, а не просто декларируемого, спроса возникает риск разрушения уже выстроенных элементов языковой среды.
В Удмуртской Республике действуют 282 образовательных организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования с изучением родного языка, в т.ч. с изучением удмуртского языка – 263 образовательные организации (9782 воспитанников), татарского – 15 (524 воспитанников), марийского – 3 образовательные организации (95 воспитанника), иврита – 1 (57 воспитанников).
Удмуртский язык и литература во всех формах (предмет, факультатив, кружок) изучается в 316 образовательных организациях (27 132 учащихся, 17,2% от общего кол-ва учащихся), в т.ч. как предмет – в 198 школах республики (17 748 учащихся, 11,3% от общего кол-ва учащихся).
Татарский язык и литература во всех формах (предмет, факультатив, кружок) изучается в 21 образовательной организации (981 учащийся), в т.ч. как предмет – в 11 школах республики (767 учащихся).
Марийский язык и литература во всех формах (предмет, факультатив, кружок) изучается в 6 образовательных организациях (231 учащийся), в т.ч. как предмет – в 5 школах республики (223 учащихся).
Одним из приоритетных направлений в этноязыковой политике Удмуртской Республики является обеспечение возможности изучать миноритарные языки всеми желающими вне зависимости от возраста и национальности.
В течение 2018 года на 25 площадках Удмуртской Республики (г.Ижевск, г. Можга, г. Глазов, г.Сарапул, пос.Камбарка, с.Красногорское, п. Игра, п. Ува, с. Вавож, с. Якшур-Бодья.при поддержке Министерства национальной политики Удмуртской Республики были организованы бесплатные курсы удмуртского языка для всех желающих, на 5 площадках – курсы по изучению татарского языка. Осуществляли свою деятельность немецкая, азербайджанская и еврейская воскресные школы.
Всего в 2018 году подобные курсы прошли 581 чел.:
– курсы удмуртского языка – 408 чел.
– курсы татарского языка – 81 чел.
– азербайджанская воскресная школа – 24 чел.
– воскресная еврейская школа – 38 чел.
– немецкая воскресная школа – 30 чел.
В течение 2018 года ГУП УР ТРК «Удмуртия» продолжал транслировать в эфире телеканал 30 телепередач-уроков удмуртского языка для детей «Покчи кылчи».
Охват населения – свыше 160 тыс.чел.
В издательстве «Удмуртия» в 2018 году издано 43 названия книг. Совокупный тираж составил 54,5 тыс. экземпляров. Количество книг и брошюр на удмуртском языке составило 14 названий, тиражом 16,8 тыс. экз.
Мероприятия, проведенные в 2018 году в рамках реализации подпрограммы «Сохранение и развитие языков народов Удмуртии», были направлены на популяризацию родных языков, расширение сферы применения удмуртского языка, функционирование удмуртского языка как государственного языка Удмуртской Республики.
Так, благодаря конструктивному взаимодействию с руководством г. Ижевска, а также ОМСУ других МО в УР, в текстах праздничных обращений, поздравлений, посвященных календарным и государственным праздникам, памятным историческим датам, иным значимым событиям, размещаемых на объектах наружной рекламы и информации, чаще начали использоваться оба государственных языка Удмуртской Республики.
В соответствии с требованиями языкового законодательства в республике продолжен процесс оформления на государственных языках (русском и удмуртском) вывесок с наименованиями органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и учреждений. В 2018 году в Министерство поступило 149 запросов, осуществлено 623 перевода наименований на удмуртский язык. Подобного рода мероприятия в значительной степени способствуют возвращению уважения и внимания к своему родному (удмуртскому) языку.
Запущенный еще в 2015 году двуязычный научно-методический проект «Билингва. Удмуртский центр билингвизма» (https://ru.udmbilingva.ru) продолжил свою работу и в 2018 году. На страницах сайта можно узнать о теоретических и практических аспектах детского билингвизма; найти полезные ссылки на исследования ведущих ученых в области билингвологии; Интернет-ресурсы (развивающие игры, сказки, методические рекомендации к проведению занятий и др.) на русском и удмуртском языках. Количество обращений к материалам сайта составило более 15000 уникальных пользователей. В 2018 году проект выиграл президентский грант на дальнейшее развитие.
В целях удовлетворения языковых и культурных запросов жителей г. Ижевска и Удмуртской Республики, формирования позитивного имиджа удмуртского языка в 2018 году проведена серия интеллектуальных игр на удмуртском языке «Шуд.ком» (6 игр). В мероприятии приняли участие более 300 представителей городского удмуртского сообщества (журналисты, ученые, представители молодежных организаций, студенты, предприниматели и др.).
В целом несмотря на некоторые позитивные тенденции, проблема сохранения и развития удмуртского языка, тем не менее сохраняет свою актуальность. Особое местоположение при этом занимает функционирование удмуртского языка как одного из государственных языков Удмуртской Республики. Пока нельзя сказать, что его государственный статус реализован в полной мере. Удмуртский язык практически не используется в официальных сайтах органов власти всех уровней. В сфере наружной рекламы язык можно пока встретить скорее в виде исключения, в социальной рекламе практически не используется двуязычный контент. Между тем, для использования обоих государственных языков не нужно дополнительного нормативного регламентирования, не нужно дополнительных финансовых средств – нужно просто учесть этот момент.
Бесермяне
В рамках реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации в 2018 году на расширенной коллегии Миннаца были определены актуальные направления для дальнейшей совместной работы по решению вопросов, которые затрагивают социальные права и законные интересы бесермян – коренного малочисленного народа Российской Федерации. Это широкий круг вопросов, таких, как сохранение древнейшей самобытной культуры и уникальных обрядов бесермянского народа, сохранение этнической идентичности, развитие коммунальной инфраструктуры в местах компактного проживания бесермян, научное сопровождение развития бесермян, активность общественной бесермянской организации и создание ее молодежного крыла и многие другие вопросы.
Финансовое обеспечение мероприятий общественной организации «Общество бесермянского народа в Удмуртской Республике» в 2018 году составило более 120 тысяч рублей.
В 2018 году стали победителями конкурса и получили грантовую поддержку из Фонда Президентских грантов проекты Региональной общественной организации «Общество бесермянского народа в Удмуртской Республике» 1 119 580,76 рублей на создание гастролирующего этно-театра «Колёса-питран» и Автономной некоммерческой организации «Центр возрождения бесермянской культуры» 489 776,50 рублей на проведение Межрегионального фольклорного этнофестиваля национальной бесермянской культуры «Наследие бесермян: от прошлого к настоящему».
Для стимулирования СМИ и журналистов, освещающих вопросы сохранения уникальной культуры и традиций бесермянского народа Информационным центром Дома Дружбы народов при участии Гильдии межэтнической журналистики в 2018 году был организован конкурс журналистских работ на лучший материал о бесермянах. В пресс-туре по местам компактного проживания бесермян принимали участие 16 представителей разных средств массовой информации, на конкурс было представлено более 20 журналистских работ по данной теме.
В октябре 2018 года в пос.Яр состоялся республиканский открытый фестиваль бесермянской культуры, была открыта книжная выставка « «Оставлю свое сердце вам в подарок», посвященная 60-летию со дня рождения бесермянского поэта Михаила Федотова, организована творческая мастерская «Бесермянские мотивы» а также концерт-встреча традиций и современности «Малый народ и его большой
поэт».
В Удмуртской государственной филармонии (г. Ижевск) состоялся творческий литературно-музыкальный вечер памяти М.И. Федотова, а также презентация его книги «Наступит время возвращения».
Вместе с тем, государственная поддержка бесермян в Удмуртской Республике заключается не только в оказании содействия деятельности общественных организаций через культуру и просветительскую деятельность.
Усиливающаяся тенденция в динамике сокращения численности бесермян показывает, что назрела необходимость реформирования и адаптации механизма их государственной поддержки к изменяющимся экономическим условиям, определения новых подходов и приоритетов в решении этих проблем.
Мы решили совместно с бесермянским сообществом идти по пути дальнейшего социально-экономического и культурного развития населенных пунктов в местах их компактного проживания.
Уважаемые руководители органов местного самоуправления, будет нелишним напомнить с моей стороны об ускорении решений по актуальным для бесермянских населенных пунктов проблем газификации, улучшения качества поселковых дорог и материально – технической базы учреждений культуры.
Взаимодействие с НКО
Особое местоположение в системе реализации государственной национальной политики занимают национально-культурные общественные объединения.
Важнейшим центром консолидации национально – культурных объединений являются дома дружбы народов. К сожалению, работа по созданию структур, аналогичных по функциям домам дружбы народов, в муниципальных образованиях движется медленно. В прошлом году не было создано ни одной новой площадки, которую можно было бы назвать Домом дружбы народов – информационно-методическим центром национально – культурных организаций.
Для дальнейшего развития сети уже имеющихся домов дружбы народов (города Глазов, Воткинск, пос. Ува), качественного выполнения ими своих уставных задач требуются капитальные вложения.
В 2018 году в соответствии с Правилами предоставления субсидий НКО на конкурсной основе были предоставлены субсидии 22-м НКО из республиканского бюджета в сумме 3 980 033, 12 рублей на реализацию социально-значимых проектов, программ, мероприятий в сфере государственной национальной политики, включая курсы миноритарных языков и воскресные школы НКО, участие (поездки) делегаций НКО во всероссийских, межрегиональных мероприятиях (для сравнения: в 2017 году – 15-ти НКО).
Кроме того, на реализацию программ, проектов, мероприятий НКО в 2018 году были привлечены финансовые средства из иных источников, в том числе за счет осуществления грантовой деятельности.
В этих целях в структуре подведомственного БУ УР «Дом Дружбы народов» в 2018 году был создан отдел сопровождения проектов, специалистами которого на постоянной основе оказывается информационная, методическая, консультационная поддержка НКО с целью составления конкурентно-способных заявок на участие в грантовых конкурсах различного уровня, анализируются итоги прошедших грантовых конкурсов.
Так, для участия в первом и втором этапах конкурса Президентских грантов 2018 года по номинациям «укрепление межнационального и межрелигиозного согласия» и иным номинациям в сфере сохранения национальной культуры и укрепления общероссийской гражданской идентичности было подано 35 заявок от СОНКО УР (в 2017 году – 15 заявок) на общую сумму более 62 млн. руб., 7 проектов из них признаны победителями (на общую сумму более 14 млн. руб.):
– Проведение Первого межрегионального казачьего детско-юношеского лагеря «Казачья смена» (Верхнекамское отдельное окружное казачье общество);
-Проект «Сад Дружбы народов» (Общественная организация «Общество русской культуры Удмуртской Республики»);
-Международный танцевальный лагерь для детей и молодежи финно-угорского мира «МОСТ» (Межрегиональная общественная организация Всеудмуртская ассоциация«Удмурт Кенеш»);
-«Герои народа – герои страны» (Общественный еврейский благотворительный фонд «ХЭСЭД– Ариэль» Удмуртской Республики);
– Межрегиональный фольклорный этно фестиваль национальной бесермянской культуры «Наследие бесермян: от прошлого к настоящему» (Автономная некоммерческая организация «Центр возрождения бесермянской культуры») и др.
По ходатайству национально – культурных общественных объединений в 2018 года на Доску почета Удмуртской Республики за весомый вклад в реализацию государственной национальной политики были помещены фотопортреты Радыгина Анатолия Ильича и Габбасовой Рамзии Ильдусовны, вручены Почетные грамоты и благодарности более чем 140 активным членам НКО и партнерам в сфере межнациональных отношений.
Как видим, нам есть чем гордиться. И все наши достижения и успехи никто не подарил нам просто так. Своим трудом, добросовестностью, настойчивостью вы заслужили уважение к самим себе. Всё сделанное – наша общая заслуга. Потому что все мы работали как единая команда.
Государственная политика в сфере российского казачества.
В рамках реализации государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества в Удмуртской Республике в конце 2018 года был утвержден новый комплексный План реализации Стратегии государственной политики в отношении российского казачества на территории Удмуртской Республики на период 2019 – 2021 годов.
В 2018 году казачьими обществами и казачьими общественными организациями были реализованы мероприятия, направленные на работу с молодежью, ее военно-патриотическому, духовно-нравственному и физическому воспитанию, сохранение и развитие казачьей культуры.
В 2018 году Верхнекамское окружное казачье общество приступило к реализации своего социально-значимого проекта, поддержанного Фондом Президентских грантов на сумму более 9 млн.руб. В новогодние праздничные дни уже 2019 года состоялась кадетская лагерная смена.
Информационная политика
С целью информационно-аналитического обеспечения сферы государственной национальной политики в Удмуртской Республики в рамках созданного на базе Дома Дружбы народов Ресурсного центра действует Информационный центр.
Информационный центр организует систематическое изучение и анализ общественного мнения населения республики, отношение граждан к вопросам национальной политики, деятельность национально-культурных организаций и диаспор с целью прогностического анализа и выработки рекомендаций для органов власти, обеспечивает своевременное информирование населения по вопросам освещения основных направлений реализации государственной национальной политики.
Количество телесюжетов и телепрограмм, публикаций в республиканских печатных и электронных СМИ по тематике укрепления российской гражданской идентичности, межнационального, межконфессионального и межкультурного взаимодействия составило в 2018 году более 600 единиц.
В 2018 году осуществлялось информационное освещение проектов НКО, инициировались публикации, направленные на формирование российской гражданской идентичности, укрепление мира и согласия между народами многонациональной России. На официальных сайтах министерства и Дома Дружбы народов, а также в социальных сетях размещен цикл материалов о мероприятиях, посвященных Дню России, социальной и культурной адаптации иностранных граждан, казачеству, итогам Большого этнографического диктанта.
В продолжение темы информационного обеспечения отрасли национальной политики хотелось бы отдельно остановиться на возможности информационного воздействия по формированию и укреплению общероссийской гражданской идентичности среди молодежи.
Одними из самых эффективных инновационных инструментов, которые не просто разово доносят информацию, но и при каждодневном воздействии влияют на подсознательный уровень, являются наружные информационные носители, которые сегодня превратились исключительно в коммерческую рекламу.
Давайте с вами проанализируем хотя бы на примере города Ижевска, где ежедневно в городском пространстве проходят тысячи человек, в самом сердце нашей республики, на основании каких традиционных ценностей мы сегодня формируем нашу гражданскую идентичность, единство нашего народа?
Вы там едва ли увидите социальные рекламы про народы России, семейные ценности, уважение к старшим, дружбу и ответственность. Возникает вопрос: неужели все эти категории менее важны, чем коммерческая реклама?
….
Завершая свое выступление, я хотела бы отметить, что в условиях быстро меняющейся внешней среды легко потерять цель и нужные темпы развития. «Истинный север» – это ориентир, постоянная стратегическая цель, которая помогает нам оставаться на верном пути, когда мир вокруг меняется. Поиск стратегического направления развития («истинного севера») требует внедрения инноваций, самоанализа и умения задать себе вопрос: «Что мы должны сделать?» – вместо вопроса: «Что мы можем сделать?».
В 2019 году мы должны сделать следующее:
разработать и внедрить новые эффективные социокультурные технологии преодоления негативных этнических стереотипов в молодежной среде;
обеспечить подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов различного профиля по вопросам реализации государственной национальной политики;
обеспечить укрепление статуса удмуртского языка как одного из государственных языков Удмуртской Республики;
обеспечить работу регионального сегмента федеральной автоматизированной Системы мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций в муниципальных образованиях, обучить муниципальных служащих работе с данной Системой;
принять меры к привлечению средств федерального бюджета на реализацию мероприятий по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России на 2020 год;
обеспечить проведение социологического исследования этноконфессиональных отношений, сфокусированного на выявленных реальных и потенциальных конфликтных точках;
совершенствовать систему работы в сфере межнациональных отношений на уровне муниципальных образований, в особенности в сельских поселениях;
провести с участием регионов ПФО Межрегиональный форум муниципальных образований «Мир в диалоге» по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на муниципальном уровне, посвященный 25-летию создания отрасли государственной национальной политики РФ в Удмуртской Республике;
организовать участие не менее 2-3-х муниципальных образований во Всероссийском конкурсе «Лучшая муниципальная практика» в номинации «укрепление межнационального мира и согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне»;
содействовать СОНКО в предоставлении общественно – полезных услуг в межнациональной сфере, разработка соответствующей нормативной правовой базы и др.
Дорогие коллеги, в завершение хочу подчеркнуть, что все, что мы делаем сегодня совместно с Вами, все инициативы, служат главной цели – обеспечить межнациональный мир и стабильность в нашем регионе, чтобы люди приезжали сюда, жили здесь, семьи создавали, работали и были счастливы!