Сайтысь утчано

Удмурт элькунысь йӧскалык политикая министерство
Сайтысь утчано
Комментарий министра национальной политики УР В.Н.Завалина к статье В.В.Путина «Россия: национальный вопрос»
30 January 2012 Иворъёс

Комментарий министра национальной политики УР В.Н.Завалина к статье В.В.Путина «Россия: национальный вопрос»

Очень важно, что первые лица государства уделяют такой тонкой и деликатной, крайне сложной теме, как национальные отношения столь пристальное внимание. Национальный вопрос сегодня действительно чрезвычайно актуален, а в некоторых регионах страны этот вопрос трансформировался уже, увы, в проблему. В проблему, на которой различного рода радикальные силы пытаются зачастую спекулировать.

Статья В.Путина по сути являет собой наметки стратегии национальной политики страны на предстоящий период. Премьер-министр определил стратегически важные направления предстоящей работы. Остановлюсь на трех важных тезисах.

Первое. Утверждение общероссийского гражданского патриотизма, утверждение идеи России как многонационального государства. Да, цементирующую основу страны составляет русский народ, но это многонациональная страна. Исторически так сложилось, что Россия – это поликультурная, многонациональная цивилизация, скрепленная русским культурным ядром.

Что можно и нужно делать для формирования мировоззрения, скрепляющего российскую нацию? Что тормозит этот процесс?

Далеко не последнюю роль играет здесь низкий уровень этнокультурной компетентности. Из-за незнания друг друга, культуры народов, проживающих по соседству, мы сталкиваемся с тем, что люди просто перестают понимать друг друга. А это в свою очередь может породить национальные конфликты.

Не случайно, кстати, Миннац Удмуртии в своей деятельности в качестве одного из приоритетных традиционно выделяет задачу этнографического ликбеза. Приведу лишь несколько примеров. Вот уже два года для обеспечения школ и библиотек мы закупаем литературу, посвященную культурам народов России. Так, в прошлом году приобретены издания, посвященные особенностям повседневного уклада жизни русского народа, обычаям и традициям общения в культуре народов Кавказа, культуре бесермян, традициям народов России.

Огромную роль в выстраивании межнационального диалога, формировании и укрепления чувства общероссийского единства играет культура. Например, в Доме Дружбы народов действует долгосрочный проект «Музыка народов мира», в рамках которого зритель получает возможность познакомиться с уникальными исполнителями этнической музыки народов России. Так недавно жители Удмуртии могли познакомиться с творчеством знаменитой русской гуслярши Л. Басурмановой (г. Москва), а совсем скоро, 3 февраля, можно будет приобщиться к тувинскому горловому пению.

На телевидении по нашему заказу снято несколько фильмов, посвященных народам Удмуртии. В ноябре 2011 года по итогам общероссийского конкурса «СМИротворец», который проводится при поддержке Минрегиона России, в номинации «Русские в ХХI веке» победителем стала наша республиканская телерадиокомпания «Удмуртия» с фильмом, посвященным культуре старообрядцев, проживающих в Удмуртии. Фильм этот также был снят по нашему заказу. Кстати, к вопросу о едином культурном коде, объединяющем страну, о чем написал В.Путин: фильм о русских старообрядцах, снятый удмурткой С. Кибардиной, признан на федеральном уровне одним из лучших – это ли не наглядное подтверждение тезиса премьер-министра об общероссийском единстве, наглядное подтверждение того самого единого культурного кода. Сейчас завершаются работы над еще 4-мя фильмами, которые также посвящены истории и культуре русских Удмуртии.

Согласен с В.Путиным, что телевидение и кино как важнейшие элементы масс-культуры, обладают огромным потенциалом в плане воздействия на общественное мнение, формирование норм и установок поведения. Телевидение и кинематограф – действительно очень мощное средство для формирования, укрепления общероссийской идеи, общероссийской идентичности. Мне кажется, что сейчас как никогда не хватает фильмов типа «Мимино», «Отец солдата», «Начальник Чукотки» и т.п. – т.е. фильмов, показывающих этот самый «единый культурный код». Действительно, нам есть чему поучиться у Голливуда, о чем пишет премьер. В свое время американский кинематограф сыграл огромную роль в преодолении казалось бы незыблемой идеологии расовой сегрегации.

Хочется надеяться, что и на телевидении появятся программы, посвященные не только народам Африки, Европы и других частей света. Таких программ сегодня немало. И это хорошо! Плохо, что телепередач о регионах России, о народах России недостаточно. В том числе и поэтому зачастую мы о чехах или турках знаем больше, чем о татарах, удмуртах или калмыках. Неправильно, если мы, исходя из телепередач, можем узнать Стамбул или Карловы Вары лучше, чем Псков или Сарапул. Именно об этом и пишет В.Путин. Незнание в сфере межнациональных отношений, а тем более искаженное знание – крайне опасное явление. Оно порождает слухи, страх перед неизвестным, порождает ксенофобию, подтачивающую идею культурного единства, идею единства в многообразии.

Незнание, безусловно, опасно в обыденной сфере, но оно многократно опаснее, если таким незнанием «страдает» государственный или муниципальный служащий – то есть человек, от которого зависит принятие конкретных управленческих решений. Не случайно в перечне поручений Президента РФ по итогам заседания президиума Госсовета РФ, состоявшегося в Уфе в феврале 2011 года, отдельно выделена задача повышения квалификации чиновников в области этноконфессиональных отношений. По заказу Миннаца УР уже с 2010 года у нас в республике такие курсы проводятся на базе Ижевского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Второе направление, которое выделил В.Путин – это интеграция мигрантов.Вопрос интеграции мигрантов относится к числу наиболее актуальных, животрепещущих вопросов как в миграционной, так и национальной политике – в ряде регионов это уже буквально горячий вопрос. Сегодня миграционные процессы относятся к числу наиболее значимых факторов, определяющих состояние межнациональных отношений как в стране в целом, так в регионах в частности.

Для улучшения интеграционного потенциала миграции, на федеральном уровне уже сейчас, насколько мне известно, рассматривается вопрос перехода на балльную систему отбора мигрантов – те иностранные граждане, кто желает получить вид на жительство в России, будут проходить через бальную систему отбора по девяти категориям, одним из которых является уровень владения русским языком. Понятно, что от того знает ли иностранец русский язык, зависят его возможности воспринять российский образ жизни, нормально общаться с окружающими, полноценно работать. Не случайно В.Путин высказал необходимость для приобретения или продления миграционного статуса обязательного прохождения экзамена по русскому языку и истории России.

В планах ФМС, насколько я знаю, создание сети центров предвыездной подготовки мигрантов в странах, граждане которых наиболее интенсивно мигрируют в Россию. В этих центрах потенциальные граждане могут повысить свой уровень владения русским языком, получить представления о российских правовых нормах, истории и культуре России. В Таджикистане и Киргизии подобные “пилотные проекты” уже реализуются. Отмечу, что адаптация и интеграция мигрантов в принимающем обществе становится успешной только при позитивном или же нейтральном отношении местного населения к мигрантам.

Уже стало традицией относить Удмуртскую Республику к наиболее спокойным и стабильным в плане межэтнических отношений регионам страны. Как показывают наши опросы общественного мнения, такой же точки зрения придерживается и большинство жителей республики. Две трети опрошенных в 2011 году (66%) оценили межнациональную обстановку в республике как спокойную. Более того, если посмотреть в динамике, сравнивая с предшествующим периодом, то можно заметить заметные позитивные изменения в оценках жителей Удмуртии: в 2000 году – такого мнения придерживались 41% опрошенных, в 2005 г. – 53%, 2007 г. – 57%, в 2010 – около 58%. Большинство опрошенных – около 60% – считает, что в республике межнациональных конфликтов нет и скорее всего не будет

В то же время с моей стороны было бы, пожалуй, безответственно оценивать межэтнические отношения в Удмуртии как вообще безоблачные. Часть жителей республики довольно настороженно относится к инокультурным мигрантам, к пришлому населению, отличающемуся от старожильческого населения своими нормами поведения, культурой, системой ценностей. Можно констатировать, что в последние несколько лет в республике, как и в целом по стране, усилились процессы консолидации и разделения не столько по этническому признаку, сколько по признакам «свой» – «чужой», «коренной» – «приезжий».

Ксенофобные настроения направлены в первую очередь против представителей мигрантских меньшинств, нетрадиционных для нашей республики. И вновь повторюсь – успех интеграции мигрантов зависит от двух факторов: отношения к ним местного населения и их отношения к нормам поведения, ценностям, культуре старожильческого населения. Негативное отношение, неприятие мигрантов усиливают у мигрантов страхи, чувство отторжения от общества, и приводят к избеганию, замыканию в среде своей диаспорной группы, приводят к непониманию местного сообщества. Все это закрывает путь к скорейшей адаптации и может вести к росту негатива к представителям местного населения.

Таким образом, одной из ведущих задач, требующих решения в рамках достижения интеграции инокультурных мигрантов, является дальнейшее укрепление толерантных установок поведения как у местного населения, так и у мигрантов. Необходимы меры, направленные на сглаживание поведенческих различий между двумя группами населения республики, знакомство старожильческого населения с культурой миграционных сообществ. И, наоборот, принципиально важно знакомить представителей новых диаспорных групп с образом жизни в России и Удмуртии, с традициями и нормами поведения местного населения. Интеграция – это всегда двусторонний процесс.

Ведь зачастую мигранты либо не знают, либо игнорируют общепринятые образцы и традиции принимающего сообщества. Мигрантофобию порождает в значительной степени странное в нашем обществе поведение вновь прибывших, которое часто выглядит дерзким и вызывающим, а иной раз и действительно нарушает нормы, принятые в российском обществе. Человек, прибывающий в иной в этнокультурном плане регион, должен с уважением относиться к местным обычаям, к обычаям русского, удмуртского и других народов России, о чем и пишет в своей статье В.Путин.

Как показывают опросы общественного мнения, жители Удмуртии осознают важность и необходимость налаживания дружеских взаимоотношений с мигрантами, которые с уважением относятся к культуре, обычаям, образу жизни коренного населения. Для местного населения, прежде всего, важно, чтобы мигрант умел общаться на русском языке – очевидно, что люди, которые могут разговаривать на понятном языке, кажутся нам более похожими на нас, чем те, которые его не знают. Важным для лучшего взаимопонимания «местных с приезжими» является и знакомство мигрантов с историей, культурой, обычаями местного населения, с принятыми нормами поведения. В целях скорейшей адаптации мигрантов, большинство опрошенных считают необходимым организацию различного рода правовых и этнокультурных курсов (курсов по изучению русского/удмуртского языков, курсов по истории и культуре местного населения) для мигрантов. Собственно, и сами мигранты также заинтересованы в таких курсах.

Ну и, наконец, третье. Национальная политика – это та «отрасль», где институты гражданского общества играют «первую скрипку». Действительно, «национальная политика не может писаться и реализовываться исключительно в кабинетах чиновников», на что указывает В.Путин. В ее обсуждении и формировании должны непосредственно участвовать национальные общественные объединения. Сегодня в Удмуртии действуют 30 республиканских национальных общественных организаций (до 1990 г. включительно было 3 таких организации, к 2000 г. включительно их число увеличилось до 21 организации), которые объединяют представителей 22 народов. В городах и районах республики действуют более 185 отделений этих организаций.

Между объединениями и органами власти налажены конструктивные, партнерские отношения. Деятельности данных организаций оказывается как организационная, так и финансовая поддержка за счет бюджета Удмуртской Республики. В целях более оперативного взаимодействия национальных общественных объединений как с органами государственной власти, так и друг с другом с 2004 года функционирует Постоянно действующее совещание при Министре национальной политики Удмуртской Республики, в состав которого входят руководители национальных общественных организаций, представители органов государственной власти.

Мы открыты для конструктивного диалога со всеми, кто выражает активную гражданскую позицию.

Поделиться