Сайтысь утчано

Удмурт элькунысь йӧскалык политикая министерство
Сайтысь утчано

Этнофутуризмъя калыккуспо фестиваль

Международ­ный этнофутури­стический фестиваль

“Финно-угорские регионы России через движение финно-угорских народов, стремящихся к объединению, ведут невозможную переоценить и пока неоценённую работу – вкладывают усилие в процесс культурного возрождения и социальной стабильности самой России.”
“Финно-угорское движение является уникальным и ценным для всего российского социального и культурного движения. Оно открыто для всех народов, культур, вероисповеданий. Не несёт с собой явлений конфронтации, агрессии, изоляционизма.”
Противодействием нигилизму и процессу духовного опустошения является приобщение молодого поколения к традиционной национальной культуре и к её новым современным направлениям, к которым относится и этнофутуризм. Этнофутуристическое культурное движение является составной частью позитивного российского культурного движения. Возникшее в Эстонии в конце 80-ых годов XX-го столетия движение этнофутуризма, выйдя за её пределы и приобретя популярность у других народов, обрело новые черты и получило интересные интерпретациии. Эстонские критики уже приступили к толкованию этнофутуризма у других народов.
Самую широкую трактовку этнофутуризма предложил канадский профессор эстонского происхождения Рейн Таагепера на III конференции по этнофутуризму в г. Тарту (1999). Его модель изображает различные отношения к традиционной культуре или ориентации в культуре космофутуризма, этнопретеризма и этнофутуризма.

Космофутуризм – это ориентация на создание “прекрасного нового мира”, которому надлежит быть постнациональным и космополитичным или же наднациональным. Космофутуризм предлагает небольшим народам перспективу растворения в более крупные этносы.

Этнопретеризм – это ориентация на этническое прошлое. Положительная оценка здесь даётся прошлому, подчёркивается важность чистоты национальной культуры, проявляется нетерпимость ко всему новому, т.е. чужому. Такая ориентация способствует маргинализации национальной культуры и, в конце концов, её угасанию.

Этнофутуризм – это взгляд, согласно которому и у малочисленных народов есть возможности сохранять и развивать свою национальную самобытность. Ориентация здесь – на будущее, национальная культура рассматривается как динамичная и меняющаяся во времени. Отвергается идея о том, что заимствование элементов чужой материальной культуры неизбежно должно сопровождаться перенятием чужой духовной культуры. Сохранение этнического многообразия считается вполне возможным.

Происходящие в мире процессы приводят не только к возрождению в Удмуртии неких старых, испытанных временем форм жизнедеятельности, но и к рождению, становлению совершенно новой реальности. Она возникает в процессе творчества и общения – сотворчества. Этой новой реальностью является движение этнофутуризма.

История фестивалей:
“Егит гондыр веме” (“Дом молодого медведя”) – 25-28 июня 1998 г.;
“Одомаа” (“Родная удмуртская земля”) -13-20 июля 1998 г.;
“Эрумаа” (“Земля любви”) – 16-25 октября 1998г.;
“Калмез” (“Человек – Рыба, Рыба – Человек”) – 20 марта-16 апреля 1999г.;
“Мушому” (Земля пчёл”) – 25мая- 18июня 2000г.;
“Тангыра” (“Удмуртский там-там”) – 26-29апреля 2001г;
“Идна” – 23-25 мая 2002г.,
“Пельнянь” – “Пельмень” – 18-21 июня 2003г.

Эти фестивали в Удмуртии стали уже традиционными и получили широкий общественный резонанс в Удмуртской Республике и за её пределами.

Отличительной особенностью этих фестивалей является то, что подобные мероприятия с определённой цикличностью никогда не проводились, как в Удмуртии, так и в других регионах России. Эти мероприятия у нас проходят с фейерверком чувств, ощущений, эмоций, со стихами, песнями, танцами, музыкой в жанрах перформанса, хеппенинга, инсталляции. Это единение душ, это праздник с новой трактовкой, который устраивают участники фестивалей вместе со зрителями. Сами фестивали по сути представляют по содержанию и по форме грандиозные хеппенинги, а сами действа, включенные в структуру фестивалей – его составляющими.

Есть много путей популяризации фестивалей. Это участие в проекте “Культурная столица 2004”, организация передвижных мини – фестивалей по всем или нескольким районам Удмуртии, регионам России, за рубежом – в первую очередь по финно-угорским странам, а также активное сотрудничество с местными, региональными и с иностранными средствами массовой информации в деле расширения этнофутуристического мышления среди творческой интеллигенции и населения Финно-угорских регионов России и мира.

Кроме непосредственно фестивальных дней, проект работает и в период между фестивалями. Ландшафтный перформанс “Оти-тати, отцы-татцы” был показан на практическом симпозиуме в открытом ателье “Кютиорг” в южной Эстонии, где директором работает известный во многих странах мира художник-сюрреалист-этнофутурист языческого мировосприятия Пеетер Лауритс. Данный фестиваль успешно был представлен также на фестивале “Тангыра – Тангыра” в г. Ульяновске в рамках “Культурной столицы 2001г.” В г. Сыктывкаре был показан фестиваль “Тангыра – Тангыра – Тангыра” при содействии Министерства национальной политики Удмуртской Республики, Муниципального выставочного центра “Галерея” (г. Ижевск), Министерства национальной политики Республики Коми, Национальной галереи Республики Коми, Финно-угорского культурного центра в рамках празднования в Республике Коми Дней родственных финно-угорских народов, где успешно прошла персональная выставка Зои Лебедевой, объединённая выставка художников-этнофутуристов Удмуртии (Валентин Белых, Виталий Окунь, Алексей Чернышев, Менсадык Гарипов, Сергей Орлов, Вячеслав Михаилов, Кучыран Юри, Алексей Четкарёв, Александр Воргорон, Василий Мустаев, Касим Галиханов, Владимир Наговицын и др.) А в г. Набережные Челны (Татарстан) по инициативе Дома дружбы народов “Родник” были показаны из фестиваля “Тангыра” моноперформанс Кучыран Юри “Оти – тати, отцы – татцы” и мастер-классы Зои Лебедевой и Алевтины Лобановой по изготовлению удмуртских матерчатых кукол. Состоялся также показ данного моноперформанса в деревне Сеп Игринского района, в посёлке Игра Удмуртии. В деревне Гожня Малопургинского района был показан видеоперформанс совместно с аутентичным перформансом “Оти-тати, отцы-татцы”.

Хорошо был популяризован фестиваль “Идна”, который прошёл в 2002 году. Грандиозный межрегиональный и вневременной этнофутуристический хеппенинг Кучыран Юри “Юсь – вукуа” гармонично был вплетён в структуру 2 Международной экспедиции старшеклассников и студентов финно-угорского мира, прошедшего в начале августа 2002-го года и, несомненно, стал её украшением. Он был показан на территории Удмуртии, Башкортостана, Татарстана, Марий Эл, Нижегородской области и Чувашии, на водной глади Великой Камы, Белой, Волги и был связан с глубинными мифопоэтическими представлениями удмуртского и финно-угорских народов. Информация о прошедшем фестивале была распространена и в Центре искусств Полли Талу участником фестиваля “Идна” в Западной Эстонии, где в сентябре – августе 2002г. прошёл Международный практический симпозиум по видеоперформансам и хеппенингам (Эстония, Россия, Монголия, Болгария, Македония, Сербия, Хорватия, Венгрия, США, Казахстан). Работы участников данного симпозиума были популяризованы на фестивале “Пельнянь”. Участники фестиваля также были приглашены на эко-этнофутуристический фестиваль “Чолман йорт” с перформансами, видеоперформансами, хеппенингами, с мастер-классом удмуртской глинянной игрушки “Мугур” Анатолия Степанова, который прошёл в городе Набережные Челны 17 декабря 2002 года.

По приглашению Музея изобразительных искусств Марий Эл, ГОО “Арт-Ола”, Республиканского радио и региональной радиопередачи “Между Волгой и Уралом” в Йошкар-Оле, в начале 2003 года, с большим успехом прошёл мастер-класс по этнофутуризму доктора культурологии Института искусств и дизайна Удмуртского государственного университета Натальи Розенберг. 17 марта 2004 г. открылась выставка татарских художников-этнофутуристов творческой группы “Тамга” в Удмуртском республиканском музее изобразительных искусств (Набережные Челны, Уфа, Казань, Елабуга). Выставка продолжится до 17 апреля. Это большое событие для культурной жизни Удмуртии организовали Министерство национальной политики УР, УРМИИ, Союз художников УР, Союз художников г. Набережные Челны, Татарский общественный центр УР, творческая группа “Одомаа”.