Русские (самоназвание, удм. ӟуч) – крупнейший этнос России и Европы. Территория расселения охватывает практически все регионы страны и многие страны мира. Численность в Российской Федерации – 115 889,1 тыс. чел., что составляет 79,8% общей численности населения (перепись 2002 г.).
В Удмуртской Республике, согласно данным переписи 2002 г., проживают 944 108 русских (60,1% населения республики). Преимущественно это городское население:
г. Воткинск – русские составляют 83,1% населения города;
г. Сарапул – 82,2%;
г. Ижевск –70,6%;
г. Глазов – 57,4%;
г. Можга – 54,9%.
В сельской местности русские составляют 39,4% населения. Очевидное большинство русские составляют в Воткинском, Каракулинском, Камбарском районах и Сарапульском районах:
Доля русских в составе населения района (в процентах)
|
Район
|
80 – 90 | Камбарский (82,9%)
Сарапульский (80,4%) |
70 – 80 | Воткинский (74,8%)
Каракулинский (72,9%) |
50 – 60 | Красногорский (59,5%)
Сюмсинский (58,4%) Киясовский (55,5%) Балезинский (54,4%) Увинский (50,5%) |
40 – 50 | Завьяловский (47,0%)
Кизнерский (44,0%) Граховский (42,3%) Якшур-Бодьинский (40,4%) Селтинский (40,3%) |
30 – 40 | Вавожский (39,5%)
Игринский (37,1%) Ярский (32,6%) Можгинский (32,2%) Кезский (31,2%) |
20 – 30 | Глазовский (23,3%)
Дебесский (22,2%) |
10 – 20 | Юкаменский (18,1%)
Малопургинский (16,7%) Шарканский (15,5%) Алнашский (12,3%) |
Русский язык входит в восточнославянскую группу индоевропейской языковой семьи и в десятку наиболее крупных языков мира. Русский алфавит – вариант кириллицы. Большинство верующих – православные христиане и старообрядцы.
Этнические истоки древнерусской народности принято связывать с консолидационными процессами среди восточнославянских племен и последовавшим образованием в IX в. древнерусского государства — Киевской Руси. Начало собственно русскому народу (великороссам) положило продвижение словен, кривичей и вятичей в IX—XI вв. в восточном и северовосточном направлениях на территорию Волжско-Окского междуречья, где сходились основные миграционные потоки. Здесь в результате консолидационно-интеграционных процессов в XIII— XIV вв. складывалось ядро русского народа. Постепенно из Поднепровья на северо-восток, в Ростово-Суздальское княжество, переместились понятия «Русь» и «Русская земля». Одновременно с освоением переселенцами новых земель протекала ассимиляция славянами автохтонных финно-угорских племен (меря, мурома, мещера, весь и др.). От ассимилированных финно-угров переселенцам передались отдельные антропологические черты, а также обширный пласт топонимов и гидронимов.
На территории Камско-Вятского междуречья первые русские люди (новгородцы) появляются, вероятнее всего, в конце XII — начале XIII вв. Они продвигались с севера через Коми край, в связи с чем выдвинута гипотеза происхождения удмуртского названия русских «ӟуч» через этноним, данный русским коми — «роч» (по-видимому, данный этноним был заимствован предками коми из прибалтийско-финских языков, где обозначал приходивших на финские территории скандинавов: фин. ruotsi, эст. roots, водск. rotsi, лив. ruots, карел. rotsi; при чем по мере продвижения на восток значение слова видоизменяется – уже в ряде саамских и карельских диалектов этноним используется для обозначения как шведов, так и русских, т. е. иноэтничного населения вообще, пришлых иноплеменников). Монголо-татарское нашествие в числе многих последствий привело к тому, что русские крестьяне мигрировали из Поволжья в глухие вятские леса, где со временем сложилось многонациональное государственное образование Вятская земля, основную часть которого составляло русское население. К середине XV в. русские заселили верхнее и среднее течение Вятки, основав в т. ч. г. Хлынов, Котельнич и Орлов. После присоединения Вятской земли в 1489 г. к Великому княжеству Московскому и особенно после падения Казани в 1552 г. приток крестьян из северных русских земель на более плодородные и малоосвоенные земли края многократно увеличился. Русская колонизация продвигалась преимущественно вдоль крупных рек, в результате чего граница удмуртской этнической территории все дальше отодвигалась от Камы и Вятки.
В культурно-хозяйственном отношении русская колонизация края имела самые широкие последствия. С переселенцами получила распространение крупнейшая мировая религия — христианство, а вместе с ним и грамотность. Новый импульс получило развитие ремесла. Появились более прогрессивные сельскохозяйственные технологии, новые породы скота, новые агрикультурные виды и сорта.
Своеобразными «южными воротами» русской колонизации территории современной Удмуртии было с. Вознесенское, возникшее в конце XVI в. на месте тюркского поселения Сарапуль (с булгарского — желтая рыба, стерлядь). В 1740 г. оно было переименовано в Дворцовую слободу, а в 1780 г. в город Сарапул. Сарапульская крепость более ста лет была одним из важнейших опорных пунктов Русского государства в Прикамье, сдерживая частые и опустошительные набеги башкирской конницы.
В первой половине XVII в. русское население Среднего Прикамья увеличилось в несколько раз, а со второй половины того же века началось проникновение русских на земли удмуртских общин. В этот период появляются первые населенные пункты со смешанным русско-удмуртско-татарским населением. Активизировалось миграционное движение русских крестьян с территории соседних Вятки и Перми в центральные и северные районы современной Удмуртии. В том числе это были и довольно многочисленные группы старообрядцев-раскольников, не принявших реформ патриарха Никона и уходивших от преследований в глухие леса. Большинство их продвинулось дальше на восток, но часть осела в северных районах современной Удмуртии (Кулига, Карсовай), где сложилась своеобразная группа староверов-кержаков, сохранившая многие самобытные черты. К концу XVII в. русское население края численно почти сравнялось с удмуртским, хотя и концентрировалось по-прежнему преимущественно в прикамских дворцовых волостях.
С XVIII в. началось промышленное освоение края. Были построены многочисленные нуждавшиеся в рабочих руках заводы, в т. ч. такие крупные, как Ижевский и Воткинский. Обустройство Сибирского тракта ускорило процесс русификации центральной и северной части Удмуртии. В результате административной реформы в 1780 г. на территории Удмуртии статус окружных, а позднее уездных городов получили Глазов и Сарапул, населенные, главным образом, русскими. Русское крестьянство к концу XVIII в. составляло уже более половины населения четырех «удмуртских» уездов Вятской губернии — Глазовского, Елабужского, Малмыжского и Сарапульского. Следует, однако, заметить, что удельный вес удмуртов в Сарапульском и, особенно Глазовском, уездах был заметно выше.
Аграрное перенаселение Прикамья и Вятской губернии способствовало дальнейшей миграции русского населения на территорию Удмуртии на протяжении всего XIX в., в результате чего население края существенно увеличилось. К концу столетия этническая чересполосица достигла таких размеров, что чисто удмуртских волостей практически не осталось. В начале XX в. в Удмуртии сложилось примерно такое соотношение русских, удмуртов и татар, которое с некоторыми изменениями сохраняется до сих пор. В XIX — начале XX вв. удмуртский край существенно преобразился в культурном отношении. Большую роль в этом процессе играли русские учителя и врачи, инженеры и архитекторы, музыканты и художники, священники и др. Уездные центры постепенно приобретали облик настоящих городов с присущим им архитектурным комплексом: зданиями школ, училищ, гимназий, больниц, приютов, банков, музеев, театров и т. д. По всей удмуртской земле возводились многочисленные здания православных храмов. Разбогатевшие на торговле зерном и кожевенном производстве русские купцы и промышленники Сарапула соревновались между собой — кто больше пожертвует средств на нужды города, в результате чего Сарапул превратился во второй по уровню развития город Вятской губернии и фактический промышленный и культурный центр Среднего Прикамья, выделявшийся в числе прочего и своей неповторимой архитектурой.
Существенное сокращение русского населения края произошло в результате бурных событий 1917—1920 гг. Гражданская война, эпидемии, голод, разруха, застой промышленности и торговли привели к массовой миграции, особенно из городов и заводских поселков, в более благополучные регионы страны. С образованием в 1920 г. Вотской автономной области с центром в г. Глазове значительная часть южной Удмуртии вошла в состав соседних административных образований — Пермской губернии, а затем Уральской и Кировской областей. После вхождения в 1937—1939 гг. Воткинского, Камбарского Каракулинского, Киясовского и Сарапульского районов в состав Удмуртской АССР процент русского населения республики резко увеличился.
Следствием процесса активной индустриализации советского времени было перемещение значительной части русских в города и поселки Удмуртии, где в результате сконцентрировалась большая их часть. Уничтожение бесперспективных деревень также в первую очередь затронуло именно русские поселения. В современном размещении населения четко прослеживается своеобразное разделение республики на преимущественно «русский» город и большей частью «удмуртское» село.
Урбанизация советского времени вместе со всеми вытекающими из нее последствиями заложила основы доминирования русских в большинстве сфер социально-политической, экономической, научной и культурной жизни Удмуртии, в т. ч. и вследствие их изначально более высокого образовательного уровня.
С удмуртским краем связаны имена таких всемирно известных представителей русского народа, как гениальный композитор П. И. Чайковский, уникальный конструктор-оружейник М. Т. Калашников, выдающийся невролог и психиатр В. М. Бехтерев, многократные олимпийские и мировые чемпионы Г. А. Кулакова (лыжные гонки) и А. Р. Чижов (международные шашки). Золотыми буквами в историю Отечества вписаны имена легендарной «кавалерист-девицы» Н. А. Дуровой, основателя Ижевского завода А. Ф. Дерябина, архитекторов С. Е. Дудина и И. А. Чарушина, дважды Героя Советского Союза Е. М. Кунгурцева, академика АН СССР Н. В. Мельникова, член-корреспондента АН СССР Д. К. Зеленина, академика РАН А.М. Липанова и многих других замечательных русских людей, внесших неоценимый вклад в развитие и прославление России и Удмуртии.
В последние годы в социально-политической и этнокультурной жизни русских в Удмуртии заметно оживление: создано Общество русской культуры Удмуртской Республики (1991), Союз русской молодежи «Спас» Удмуртской Республики (2001); проводятся праздники и вечера русской культуры, популярностью в Удмуртии и за ее пределами пользуется ансамбль песни и танца «Танок» (1990 г.), работают Русский драматический театр им. В.Г.Короленко (Ижевске) и Сарапульский городской драматический театр.
Источники:
Шепталин А.А. Русское национальное движение в Удмуртии // Феномен Удмуртии. Т. 3., Кн. 3. Единство и многообразие этнических мобилизаций: уроки пройденного пути. М.-Ижевск: Издательство «Удмуртия», 2003.
Текущий архив Министерства национальной политики Удмуртской Республики.
Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2002 года (www.perepis2002.ru)
Национальный состав населения Удмуртской Республики (итоги Всероссийской переписи населения 2002 года). Статистический сборник. Удмуртстат. Ижевск, 2005.
аселения 2002 года (www.perepis2002.ru)