Сайтысь утчано

Удмурт элькунысь йӧскалык политикая министерство
Сайтысь утчано

Ӟучъёс

Русские (самоназвание, удм. ӟуч) – крупнейший этнос России и Европы. Территория расселения охватывает практически все регионы страны и многие страны мира. Численность в Российской Федерации – 115 889,1 тыс. чел., что составляет 79,8% общей численности населения (перепись 2002 г.).

В Удмуртской Республике, согласно данным переписи 2002 г., проживают 944 108 русских (60,1% населения республики). Преимущественно это городское население:

г. Воткинск – русские составляют 83,1% населения города;

г. Сарапул – 82,2%;

г. Ижевск –70,6%;

г. Глазов – 57,4%;

г. Можга – 54,9%.

В сельской местности русские составляют 39,4% населения. Очевидное большинство русские составляют в Воткинском, Каракулинском, Камбарском районах и Сарапульском районах:

Доля русских в составе населения района (в процентах)
Район
80 – 90 Камбарский (82,9%)

Сарапульский (80,4%)

70 – 80 Воткинский (74,8%)

Каракулинский (72,9%)

50 – 60 Красногорский (59,5%)

Сюмсинский (58,4%)

Киясовский (55,5%)

Балезинский (54,4%)

Увинский (50,5%)

40 – 50 Завьяловский (47,0%)

Кизнерский (44,0%)

Граховский (42,3%)

Якшур-Бодьинский (40,4%)

Селтинский (40,3%)

30 – 40 Вавожский (39,5%)

Игринский (37,1%)

Ярский (32,6%)

Можгинский (32,2%)

Кезский (31,2%)

20 – 30 Глазовский (23,3%)

Дебесский (22,2%)

10 – 20 Юкаменский (18,1%)

Малопургинский (16,7%)

Шарканский (15,5%)

Алнашский (12,3%)

Русский язык входит в восточнославянскую группу индоевропейской языковой семьи и в десятку наиболее круп­ных языков мира. Русский алфавит – вариант кириллицы. Большинство верующих – православные христиане и старообрядцы.

Этнические истоки древнерусской народности принято свя­зывать с консолидационными процессами среди восточносла­вянских племен и последовавшим образованием в IX в. древне­русского государства — Киевской Руси. Начало собственно русскому народу (великороссам) положило продвижение словен, кривичей и вятичей в IX—XI вв. в восточном и северо­восточном направлениях на территорию Волжско-Окского меж­дуречья, где сходились основные миграционные потоки. Здесь в результате консолидационно-интеграционных процессов в XIII— XIV вв. складывалось ядро русского народа. Постепенно из Поднепровья на северо-восток, в Ростово-Суздальское княже­ство, переместились понятия «Русь» и «Русская земля». Одновременно с освоением переселенцами новых земель протекала ассимиляция славянами автохтонных финно-угорских племен (меря, мурома, мещера, весь и др.). От ассимилированных финно-угров переселенцам передались отдельные антропологичес­кие черты, а также обширный пласт топонимов и гидронимов.

На территории Камско-Вятского междуречья первые русские люди (новгородцы) появляются, вероятнее всего, в конце XII — начале XIII вв. Они продвигались с севера через Коми край, в связи с чем выдвинута гипотеза происхождения удмуртского на­звания русских «ӟуч» через этноним, данный русским коми — «роч» (по-видимому, данный этноним был заимствован предками коми из прибалтийско-финских языков, где обозначал приходивших на финские территории скандинавов: фин. ruotsi, эст. roots, водск. rotsi, лив. ruots, карел. rotsi;  при чем по мере продвижения на восток значение слова видоизменяется – уже в ряде саамских и карельских диалектов этноним используется для обозначения как шведов, так и русских, т. е. иноэтничного населения вообще, пришлых иноплеменников). Монголо-татарское нашествие в чис­ле многих последствий привело к тому, что русские крестьяне мигрировали из Поволжья в глухие вятские леса, где со време­нем сложилось многонациональное государственное образова­ние Вятская земля, основную часть которого составляло рус­ское население. К середине XV в. русские заселили верхнее и среднее течение Вятки, основав в т. ч. г. Хлынов, Котельнич и Орлов. После присоединения Вятской земли в 1489 г. к Велико­му княжеству Московскому и особенно после падения Казани в 1552 г. приток крестьян из северных русских земель на более плодородные и малоосвоенные земли края многократно увели­чился. Русская колонизация продвигалась преимущественно вдоль крупных рек, в результате чего граница удмуртской этни­ческой территории все дальше отодвигалась от Камы и Вятки.

В культурно-хозяйственном отношении русская колонизация края имела самые широкие последствия. С переселенцами по­лучила распространение крупнейшая мировая религия — хрис­тианство, а вместе с ним и грамотность. Новый импульс полу­чило развитие ремесла. Появились более прогрессивные сельскохозяйственные технологии, новые породы скота, новые агрикультурные виды и сорта.

Своеобразными «южными воротами» русской колонизации территории современной Удмуртии было с. Вознесенское, воз­никшее в конце XVI в. на месте тюркского поселения Сарапуль (с булгарского — желтая рыба, стерлядь). В 1740 г. оно было переименовано в Дворцовую слободу, а в 1780 г. в город Са­рапул. Сарапульская крепость более ста лет была одним из важнейших опорных пунктов Русского государства в Прика­мье, сдерживая частые и опустошительные набеги башкир­ской конницы.

В первой половине XVII в. русское население Среднего При­камья увеличилось в несколько раз, а со второй половины того же века началось проникновение русских на земли удмуртских общин. В этот период появляются первые населенные пункты со смешанным русско-удмуртско-татарским населением. Акти­визировалось миграционное движение русских крестьян с тер­ритории соседних Вятки и Перми в центральные и северные районы современной Удмуртии. В том числе это были и доволь­но многочисленные группы старообрядцев-раскольников, не принявших реформ патриарха Никона и уходивших от пресле­дований в глухие леса. Большинство их продвинулось дальше на восток, но часть осела в северных районах современной Уд­муртии (Кулига, Карсовай), где сложилась своеобразная группа староверов-кержаков, сохранившая многие самобытные черты. К концу XVII в. русское население края численно по­чти сравнялось с удмуртским, хотя и концентрировалось по-прежнему преимущественно в прикамских дворцовых волостях.

С XVIII в. началось промышленное освоение края. Были по­строены многочисленные нуждавшиеся в рабочих руках заводы, в т. ч. такие крупные, как Ижевский и Воткинский. Обустрой­ство Сибирского тракта ускорило процесс русификации цент­ральной и северной части Удмуртии. В результате администра­тивной реформы в 1780 г. на территории Удмуртии статус окружных, а позднее уездных городов получили Глазов и Сара­пул, населенные, главным образом, русскими. Русское кресть­янство к концу XVIII в. составляло уже более половины населе­ния четырех «удмуртских» уездов Вятской губернии — Глазовского, Елабужского, Малмыжского и Сарапульского. Сле­дует, однако, заметить, что удельный вес удмуртов в Сарапульском и, особенно Глазовском, уездах был заметно выше.

Аграрное перенаселение Прикамья и Вятской губернии спо­собствовало дальнейшей миграции русского населения на терри­торию Удмуртии на протяжении всего XIX в., в результате чего население края существенно увеличилось. К концу столетия этни­ческая чересполосица достигла таких размеров, что чисто удмурт­ских волостей практически не осталось. В начале XX в. в Удмур­тии сложилось примерно такое соотношение русских, удмуртов и татар, которое с некоторыми изменениями сохраняется до сих пор. В XIX — начале XX вв. удмуртский край существенно преоб­разился в культурном отношении. Большую роль в этом про­цессе играли русские учителя и врачи, инженеры и архитекто­ры, музыканты и художники, священники и др. Уездные центры постепенно приобретали облик настоящих городов с присущим им архитектурным комплексом: зданиями школ, училищ, гим­назий, больниц, приютов, банков, музеев, театров и т. д. По всей удмуртской земле возводились многочисленные здания пра­вославных храмов. Разбогатевшие на торгов­ле зерном и кожевенном производстве русские купцы и промышленники Сарапула соревновались между собой — кто больше пожертвует средств на нужды города, в результате чего Сарапул превратился во второй по уровню развития город Вят­ской губернии и фактический промышленный и культурный центр Среднего Прикамья, выделявшийся в числе прочего и своей неповторимой архитектурой.

Существенное сокращение русского населения края произош­ло в результате бурных событий 1917—1920 гг. Гражданская вой­на, эпидемии, голод, разруха, застой промышленности и тор­говли привели к массовой миграции, особенно из городов и заводских поселков, в более благополучные регионы страны. С образованием в 1920 г. Вотской автономной области с центром в г. Глазове значительная часть южной Удмуртии вошла в со­став соседних административных образований — Пермской губер­нии, а затем Уральской и Кировской областей. После вхождения в 1937—1939 гг. Воткинского, Камбарского Каракулинского, Киясовского и Сарапульского районов в состав Удмуртской АССР про­цент русского населения республики резко увеличился.

Следствием процесса активной индустриализации советско­го времени было перемещение значительной части русских в города и поселки Удмуртии, где в результате сконцентрирова­лась большая их часть. Уничтожение бесперспективных дере­вень также в первую очередь затронуло именно русские поселе­ния. В современном размещении населения четко прослеживается своеобразное разделение республики на преимущественно «рус­ский» город и большей частью «удмуртское» село.

Урбанизация совет­ского времени вместе со всеми вытекающими из нее послед­ствиями заложила основы доминирования русских в большин­стве сфер социально-политической, экономической, научной и культурной жизни Удмуртии, в т. ч. и вследствие их изначально более высокого образовательного уровня.

С удмуртским краем связаны имена таких всемирно извест­ных представителей русского народа, как гениальный компо­зитор П. И. Чайковский, уникальный конструктор-оружейник М. Т. Калашников, выдающийся невролог и психиатр В. М. Бех­терев, многократные олимпийские и мировые чемпионы Г. А. Кулакова (лыжные гонки) и А. Р. Чижов (международные шашки). Золотыми буквами в историю Отечества вписаны име­на легендарной «кавалерист-девицы» Н. А. Дуровой, основателя Ижевского завода А. Ф. Дерябина, архитекторов С. Е. Дудина и И. А. Чарушина, дважды Героя Советского Союза Е. М. Кунгурцева, академика АН СССР Н. В. Мельникова, член-коррес­пондента АН СССР Д. К. Зеленина, академика РАН А.М. Липанова и многих других замечательных русских людей, внесших неоценимый вклад в развитие и прославление России и Удмуртии.

В последние годы в социально-политической и этнокультурной жизни русских в Удмуртии заметно оживление: создано Общество русской культуры Удмуртской Республики (1991), Союз русской молодежи «Спас» Удмуртской Республики (2001); проводятся праздники и вечера русской культуры, популярностью в Удмуртии и за ее пределами пользуется ансамбль песни и танца «Танок» (1990 г.), работают Русский драматический театр им. В.Г.Короленко (Ижевске) и Сарапульский городской драматический театр.

Источники:

Шепталин А.А. Русское национальное движение в Удмуртии // Феномен Удмуртии. Т. 3., Кн. 3. Единство и многообразие этнических мобилизаций: уроки пройденного пути. М.-Ижевск: Издательство «Удмуртия», 2003.

Текущий архив Министерства национальной политики Удмуртской Республики.

Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2002 года (www.perepis2002.ru)

Национальный состав населения Удмуртской Республики (итоги Всероссийской переписи населения 2002 года). Статистический сборник. Удмуртстат. Ижевск, 2005.

аселения 2002 года (www.perepis2002.ru)