Башкиры (самоназвание башкорт) – один из крупнейших народов России, насчитывающий 1 673,4 тыс. человек (перепись 2002 г.). Согласно данным переписи 2002 г. около 73% башкирского этноса сконцентрировано на территории Республики Башкортостан – 1221,3 тыс. человек (29,8% населения республики). Значительная часть расселена на территории сопредельных с Башкирией областей и республик, а также в Казахстане и государствах Средней Азии.
Башкирский язык относится к кыпчакской ветви тюркской группы алтайской языковой семьи. Широкое распространение среди сельского башкирского населения имеет близкородственный татарский язык, а среди городского населения – русский язык. Письменность на основе русского алфавита. Верующие башкиры – мусульмане суннитского толка.
Этногенез башкирского народа протекал сложно, что отразилось в культуре и антропологии башкир, среди которых наряду с европеоидами встречаются ярко выраженные монголоиды и различные смешанные типы. Основу башкирского этноса составили тюркские племена южносибирского и центральноазиатского происхождения, которые в VIII-IX вв. отошли на север в степные и лесостепные районы между реками Волгой, Белой и Уралом. В IX-X вв. здесь в результате смешения с финно-угорскими, сармато-аланскими, булгаро-мадьярскими и угорско-самодийскими племенами шло формирование древнебашкирской народности, известной под названием башкорт. В X – начале XIII вв. башкиры находились в орбите влияния Волжско-Камской Булгарии. В этот период активно протекал процесс кыпчакизации, продолжившийся после покорения башкир монголо-татарами в 1236 г. и вхождения их в Золотую Орду. В XIV в. господствующей религией у башкир стал ислам, распространявшийся еще с X в. Вместе с исламом была заимствована письменность на основе арабского алфавита.
После распада Золотой Орды в XV – начале XVI вв. башкиры попали в зависимость от Ногайской Орды. Под давлением ногайцев они продвинулись на север, где вступили в контакт с финно-уграми. В татаро-монгольский период в состав башкирской народности помимо кыпчакского, ногайского и финно-угорского компонентов влились также некоторые булгарские и монгольские племена.
Падение Казанского ханства привело к вхождению башкир в состав Российского государства в 1552-1557 гг., причем с существенными оговорками в их пользу: они получили право владеть на вотчинных началах своими землями, жить по своим обычаям и исповедовать ислам. Последние существенные иноэтничные включения в башкирский этнос были связаны с массовым переселением в XVII-XVIII вв. в северо-западную Башкирию татар, марийцев, удмуртов и мордвы, уходивших на Восток, в закамские леса, от насильственной христианизации.
По мере усиления вмешательства царской администрации (запреты, злоупотребления, фискальный гнет, насильственные методы христианизации, изъятие земельных угодий и др.) башкиры, увлекая и другие народы региона, на протяжении XVII-XVIII вв. неоднократно поднимались на вооруженные восстания (1662-1664, 1681-1684, 1704-1711, 1735-1740, 1755 гг.), которые нередко распространялись на правый берег Камы и затрагивали южных и даже северных удмуртов. Активную роль играли башкиры в Крестьянской войне 1773-1775 гг. под предводительством Е. Пугачева. В результате этих восстаний царское правительство, стремившееся к изъятию башкирских земель для строительства заводов и крепостей, было вынуждено сохранить вотчинные права башкир на землю. Более того, была сделана существенная уступка в религиозной сфере: в 1789 г. в Уфе было учреждено Духовное управление мусульман России, к компетенции которого был отнесен широкий круг вопросов: регистрация браков, рождения и смерти, вопросы наследования и раздела семейного имущества, строительство мечетей и организация при них религиозных школ. Кроме того, на территории Оренбургской, Самарской и части Вятской губерний по типу казачьих войск было создано самоуправляющееся башкиро-мещерякское войско, просуществовавшее с 1798 по 1865 гг.
На протяжении XIX в. неуклонно возрастала численность башкирского этноса, превысившая ко времени переписи 1897 г. миллион человек. Рубеж XIX-XX вв. характеризовался интенсивным ростом национального самосознания и связанным с ним активным развитием национальной культуры и просвещения.
В результате событий 1917 г. башкиры включились в процесс создания своей государственности, что нашло свое отражение в подписании 20 марта 1919 г. «Соглашения Российского рабоче-крестьянского правительства с Башкирским правительством о советской автономии Башкирии». Дальнейшая реализация права башкирского народа на самоопределение проходила в рамках Башкирской АССР, с октября 1990 г. – БССР, а с февраля 1992 г. – Республики Башкортостан. Обретение национальной государственности позволило башкирскому народу завершить процесс этнической консолидации, вывело на новый уровень национальное самосознание, способствовало дальнейшему строительству и развитию профессиональной культуры и т. д. В 1929 г. письменность башкир была переведена на латиницу, а с 1939 г. – на русский алфавит.
После относительно благополучного XIX столетия XX век, наряду с многочисленными успехами и достижениями, вписал в историю башкирского народа немало горьких страниц. В ходе Первой мировой и Гражданской войн, а также вследствие последовавшими за ними засухи, голода и эпидемий численность башкир сократилась почти вдвое. Коллективизация, голод 1932-1933 гг., репрессии 1930-х гг. и последствия Великой Отечественной войны привели к тому, что дореволюционная численность башкир была достигнута лишь к 1989 г.
События 1920-1940 гг. способствовали активной миграции башкир за пределы своей этнической территории. Именно в это время башкирская диаспора распространилась на территории сопредельных и более отдаленных республик и областей, в т. ч. и Удмуртии. В послевоенные годы в связи с развернувшимся промышленным строительством представители башкирского народа также мигрировали в города Удмуртии, остро нуждавшиеся в рабочих кадрах.
По данным переписи 2002 г. башкиры находились на шестом месте среди других народов Удмуртской Республики, насчитывая 4320 человек (86,8% живут в городах и пгт). Для этнокультурных процессов, протекающих среди башкир Удмуртии, характерна тенденция к ассимиляции их русским и татарским населением. Городским башкирам свойственна аккультурация и ассимиляция преимущественно в русской этнолингвистической среде, а башкирам, живущим в сельской местности, – в близкородственной татарской.
В апреле 1998 г. в г. Ижевске состоялась учредительная конференция Общественного движения Удмуртской Республики «Башкирский центр «Салават».
Источники:
Шепталин А.А. Башкиры Удмуртии// Феномен Удмуртии. Т. 3., Кн. 3. Единство и многообразие этнических мобилизаций: уроки пройденного пути. М.-Ижевск: Издательство «Удмуртия», 2003.
Текущий архив Министерства национальной политики Удмуртской Республики.Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2002 года (www.perepis2002.ru)
Национальный состав населения Удмуртской Республики (итоги Всероссийской переписи населения 2002 года). Статистический сборник. Удмуртстат. Ижевск, 2005.