Поиск

Министерство национальной политики УР
поиск по сайту
Доклад министра национальной политики Петрова Э.С. о состоянии работы по соблюдению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций в Удмуртской Республике

Доклад министра национальной политики Петрова Э.С. о состоянии работы по соблюдению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций в Удмуртской Республике

Вашему вниманию представляется доклад о состоянии работы по соблюдению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций в Удмуртской Республике.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 1165 в мае 2020 года Указом Главы Удмуртской Республики Министерство национальной политики Удмуртской Республики определено уполномоченным органом на формирование перечня объектов (территорий) религиозных организаций, расположенных в пределах территории Удмуртской Республики и подлежащих антитеррористической защите.

Участниками данного процесса также являются: непосредственно религиозные организации, Росгвардия, УФСБ России по УР, МЧС, органы местного самоуправления.

За период с 1991 по 2019 годы количество религиозных организаций, зарегистрированных в Удмуртской Республике, увеличилось в 5,2 раза (с 57 до 298 организаций). На протяжении последних лет в республике сохраняется тенденция умеренного роста количества зарегистрированных религиозных организаций.

По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике, на 8 декабря 2022 года в республике функционирует более 340 религиозных объединений, из которых 313 имеют статус юридического лица. Именно это количество потенциальных объектов мы берем за основу при организации работы по обследованию и категорированию.

В числе зарегистрированных религиозных организаций:

— 208 организаций Русской Православной Церкви (Московский Патриархат);

— 28 мусульманских религиозных организаций;

— 25 организаций Пятидесятников;

— 17 организаций Христиан Веры Евангельской;

— 11 Старообрядческих общин;

— 5 организаций Адвентистов 7 Дня;

— 3 Лютеранских организации;

— 3 организации Баптистов;

— 2 Буддистских организации;

— 2 организации Евангельских христиан;

— 2 организации Российской Православной Автономной Церкви;

По одной зарегистрированной организации имеют последователи иудаизма и вайшнавизма, Армянской Апостольской Православной Церкви, Новоапостольской церкви, Евангельских Христиан в Духе Апостолов, Церкви Иисуса Христа, а также организация мормонов.

По количеству зарегистрированных религиозных организаций и численности адептов православие традиционно опережает все другие конфессии в Удмуртии.

Распределение зарегистрированных религиозных организаций по муниципальным районам и городским округам Удмуртской Республики вы видите на слайде:

Наибольшее количество религиозных организаций зарегистрировано в городе Ижевске (62), Увинском районе (19), Завьяловском (18) и Можгинском (18) районах, в городе Воткинск (18) и Воткинском районе (12), в городе Сарапул (12) и Сарапульском районе (12).

Все объекты религиозных организаций вместимостью от 50 человек, потенциально являются объектами, подлежащими обследованию, категорированию, паспортизации и антитеррористической защите и, соответственно, подпадают под действие постановления Правительства РФ № 1165.

Подлежащими обследованию, категорированию и паспортизации объектами (территориями) являются находящиеся в собственности религиозных организаций, а равно используемые ими на ином законном основании, здания, строения, сооружения, помещения и земельные участки, предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).

  • Категорированию подлежат храмы и иные используемые религиозными организациями объекты вместимостью от 50 человек.
  • В зависимости от вместимости объекта (территории) определяется его категория:
  • I категория — более 1000 человек,
  • II категория — от 500 до 1000 человек,
  • III категория — от 50 до 500 человек.

Министерством формируется используемый для служебного пользования перечень объектов (территорий) религиозных организаций, подлежащих обследованию, категорированию, паспортизации и антитеррористической защите. Перечень составляется по мере проведения мероприятий по обследованию и категорированию объектов.

Во исполнение решений Антитеррористической комиссии в Удмуртской Республике, протоколов совещаний с руководителями органов местного самоуправления в Удмуртской Республике Министерством проделана соответствующая работа:

— разработана примерная форма акта обследования объекта (территории) религиозной организации;

— в религиозные организации направлены уведомления о необходимости проведения обследования, категорирования объектов (территорий) и составления на них паспортов безопасности;

— разработан совместный алгоритм действий (пошаговая схема), предусматривающий предварительное согласование проектов актов обследования объектов (территорий) религиозных организаций;

— проводится индивидуальная профилактическая работа с представителями и руководителями религиозных организаций по вопросу соблюдения Требований к антитеррористической защищенности объектов религиозных организаций.

Важную роль в работе по категорированию и паспортизации объектов играет участие в комиссии представителей органов местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» к полномочиям органов местного самоуправления в области противодействия терроризму относится обеспечение выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

Получение актуальной информации об объектах и деятельности религиозных организаций также важно для осуществления мониторинга межконфессиональных и межнациональных отношений в муниципальном образовании, выявления возможных проявлений национального и религиозного экстремизма.

С главами и заместителями глав муниципальных образований проведены обучающие семинары и занятия по вопросам категорирования и паспортизации объектов религиозного назначения в целях их антитеррористической защищенности:

Предварительные итоги работы комиссий по обследованию и категорированию объектов религиозных организаций по состоянию на декабрь 2022 года:

Всего обследовано объектов религиозных организаций – 222 (2020 г. — 45; 2021 г. — 140; 2022 г. — 37).

188 обследованным объектам присвоена категория:

— I категория – 2 объектам,

— II категория – 14 объектам,

— III категория – 172 объектам,

Категория не присвоена  – 34 объектам.

Религиозными организациями передано на хранение в Министерство 168 согласованных и утвержденных паспортов безопасности объектов религиозных организаций.

Таким образом, 20-ти обследованным объектам присвоена категория, но паспорта на эти объекты находятся либо в стадии разработки, либо в стадии согласования.

Наиболее активными в выполнению мероприятий по антитеррористической защищенности являются религиозные организации в следующих муниципальных образованиях:

— Каракулинском, Граховском, Селтинском, Киясовском районах.

Низкие темпы указанной работы отмечаются в МО «Город Ижевск», Якшур-Бодьинском и некоторых других районах.

Законодательством не определен срок завершения этой работы, но, в соответствии с решением АТК в УР от 23.08.2021 года № 91/120, Миннацу УР поручено закончить формирование Перечня до 1 марта 2023 года (I квартал 2023 года). Вместе с тем, исходя из динамики и имеющихся возможностей религиозных организаций, полагаем, что данная работа может быть завершена только в 3 квартале 2023 года.

Для ускорения процесса обследования и категорирования органам местного самоуправления следует оказывать содействие руководителям религиозных организаций в выполнении ими мероприятий по созданию комиссий и обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций.

В целом представители религиозных организаций с пониманием и поддержкой относятся к необходимости выполнения требований к антитеррористической защищенности объектов.

Вместе с тем, отмечаются отдельные случаи настороженного отношения к некоторым обязательным мероприятиям по обеспечению антитеррористической защищенности:

— не все религиозные организации имеют финансовую возможность выполнить инженерно-технические и иные мероприятия, установленные Требованиями, например установка, техническое обслуживанию и ремонт оборудования, не имеют финансовых средств для привлечения охранных силовых структур и прочее;

-профессиональные охранники, наличие которых установлено для объектов I и II категорий, могут быть неверующими или не исповедовать ту религию, здания которой они охраняют, что неприемлемо для нанимающих их религиозных организаций;

— установка камер видеонаблюдения также в некоторых случаях негативно воспринимается представителями религиозных организаций.

В процессе работы выявляются факты отсутствия у религиозных организаций правоустанавливающих документов на используемые объекты.

Многие объекты фактически используются религиозными организациями для проведения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, не имея соответствующих разрешений на введение в эксплуатацию, находящиеся в стадии незавершенного строительства.

В связи с этим в проект решения Коллегии мы включили пункт с рекомендацией для органов местного самоуправления об оказании религиозным организациям содействия в постановке на кадастровый учет и получении правоустанавливающих документов на объекты религиозного назначения, а также об активизации работы по передаче объектов из государственной и муниципальной собственности в рамках Федерального закона от 30 октября 2010 года № 327-ФЗ.

Необходимо отметить особенности, оказывающие существенное влияние на работу комиссий по обследованию и категорированию объектов религиозных организаций.

  1. Не все зарегистрированные религиозные организации имеют в собственности или используют на ином законном основании какие-либо объекты: зачастую организация лишь зарегистрирована в Минюсте (например, в квартире по адресу регистрации руководителя), но не имеет объектов. Так, в одной только Ижевской Епархии насчитывается 21 юридическое лицо, не имеющее недвижимости, предназначенной для богослужений.
  2. Место регистрации организации не совпадает с фактическим адресом нахождения объекта (например, организация зарегистрирована в городе Ижевске, а фактически объект находится в другом муниципальном образовании).
  3. В ходе работы комиссий по обследованию и категорированию объектов (территорий) религиозных организаций, выявляются случаи нахождения в собственности религиозных организаций или используемых ими на ином законном основании не одного, а нескольких объектов. (Так, например Местная религиозная организация Церковь христиан веры евангельской «Филадельфия» г. Ижевска помимо здания на ул. Труда, 19 в г. Ижевске использует здание церкви в с. Гольяны Завьяловского района).
  4. В ходе работы комиссий в отдельных случаях выясняется отсутствие у религиозных организаций правоустанавливающих документов на объект, что, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 1165, не позволяет считать ту или иную постройку «объектом», так как она используется без каких-либо законных оснований, а, следовательно, информация о ней не может быть внесена в формируемый уполномоченным органом Перечень объектов.

Нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов религиозных организаций либо воспрепятствование этой деятельности влечет за собой административную ответственность. По имеющейся информации административные протоколы по ч.2 статьи 20.35 КоАП РФ уже составлены на руководителей нескольких религиозных организаций в Удмуртской Республике.

Решение коллегии Миннац УР 20.12.22

Поделиться