Поиск

Министерство национальной политики УР
поиск по сайту
Доклад  заместителя министра национальной политики УР Соковиковой Л.Ю. на городском семинаре на тему «Межнациональные и межконфессиональные отношения» с участием руководителей городских молодежных клубов   

Доклад заместителя министра национальной политики УР Соковиковой Л.Ю. на городском семинаре на тему «Межнациональные и межконфессиональные отношения» с участием руководителей городских молодежных клубов  

В Удмуртской Республике проживают представители более 130 народов.

 В этнополитическом плане республика в течение длительного периода остается одним из стабильных и спокойных регионов Российской Федерации.

Более 80 % опрошенного населения положительно оценивают межнациональные отношения в Удмуртии.

В системе государственной национальной политики основные «игроки» это:

Министерство национальной политики. В прошлом году ему исполнилось 25 лет. В 1994 году оно было реорганизовано из Комитета по делам национальностей при Правительстве Удмуртской Республики – в министерство.

С 2008 г. действует республиканский Дом Дружбы народов – это наш Ресурсный центр в сфере государственной национальной политики.

 Научную базу обеспечивает Центр по изучению современных этнополитических процессов и межнациональных отношений.

Безусловно, большая роль в сохранении межнационального мира отведена национально-культурным объединениям.

  На сегодняшний день в Удмуртии действуют 40 национально – культурных объединений республиканского уровня, представляющих 24 народа, и более 180 отделений в городах и районах.

Инструмент национальной политики – слово. Поэтому в межнациональных отношениях, как ни в какой иной сфере, важен доверительный диалог с представителями национальных сообществ в постоянном режиме, его отсутствие создает благоприятную почву для всякого рода спекуляций и провокаций на этой теме.

Расскажу про наше министерство. У нас, наверное, одно из самых маленьких по численности министерств (13 человек), а задачи стоят масштабные. Было бы очень сложно решать их, не работая в команде. Безусловно, в этой команде не только министр, заместитель и их подчиненные, но и коллектив Дома Дружбы народов, и национально-культурные объединения.

Есть такой специфический, но принципиальный момент. В Доме Дружбы народов должны работать представители разных национальных групп. Каждый народ должен знать, что в принятии решений участвует и их представитель.

Наше министерство – не совсем чиновничье, мы не сидим целый день в кабинетах и не корпим над бумагами. Выезды в города и районы, рабочие встречи с администрациями муниципальных образований, специалистами учреждений образования и культуры, активистами местных отделений НКО, организация и участие в различных форумах, научно-практических конференциях, межнациональных мероприятиях НКО, Координационных советах, семинарах — вот основное содержание нашей работы.

Мы дорожим каждым сотрудником, каждым партнером, каждым экспертом, который встречается на пути, и стараемся не упускать их из нашего круга.

Специалистов сферы национальной политики пока нигде не учат. Нет такой специальности. Все, кто работает в министерстве и Доме Дружбы – это специалисты выращенные.

Государственная национальная политика сейчас находится на самом пике внимания и актуальности. Почему? Потому, что национальные вопросы, национальные отношения — это часть национальной безопасности. И, наверно, совсем не случайно в марте 2015 года было принято решение о создании Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН), отвечающего за выработку и реализацию государственной национальной политики, принятия стратегических системообразующих решений в сфере этноконфессиональных отношений.

Крайне важно сосредоточиться на том, чтобы не допустить дестабилизации в обществе на основе этнического фактора, а, наоборот, укреплять единство нации через многообразие ее народов. И, хотя усилия государства направлены на то, чтобы поддерживать национальную культуру и родные языки абсолютно всех национальностей, проживающих в нашей стране, тем не менее, каждый человек должен понимать, что он сначала — гражданин России, а потом уже представитель отдельной национальности.

Недавно состоялось заседание Совета по межнациональным отношениям при Президенте России, где Владимир Путин вновь отметил, что межнациональные отношения это крайне чувствительная, деликатная область, которая не прощает ошибок, непрофессионализма, бюрократического отношения к делу. Очень важно, чтобы в этой сфере, на этих участках работали компетентные, подготовленные, заинтересованные люди, знающие культуру, языки народов России, историю страны и наших регионов, в которой в том числе были и очень сложные страницы. Мы не должны об этом никогда забывать.

Наш самый главный документ – это Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации, в которой изложены цели, задачи, проблемы, принципы. Для России актуальны те же проблемы, что и для большинства развитых стран: общество беспокоят внутренняя и внешняя миграция, наступление радикального исламизма, терроризм. Всё это предпосылки к укреплению российской нации и консолидации российского народа.

Исходя из стратегических направлений госнацполитики, приоритетными задачами Министерства национальной политики Удмуртской Республики являются:

— мониторинг этноконфессиональной ситуации и раннее выявление формирующихся конфликтов в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений в муниципальных образованиях,

— профилактика экстремизма и терроризма,

— вопросы адаптации и интеграции мигрантов,

-поддержка НКО;

-взаимодействие с религиозными организациями,

-разработка проектов, мероприятий, программ, направленных на улучшение ситуации в межнациональной сфере.

  Современная государственная национальная политика в большей степени сегодня находится в пространстве безопасности, нежели только в области культуры.

  Сохранение и развитие национальных языков и культуры, безусловно, остается в списке приоритетов, но это только одно из направлений. Важное, но не достаточное. Должен быть баланс. Грубо говоря, мало сохранять фольклор и традиции. Нужна гармония в отношениях между народами.

В республике куратором сферы госнацполитики является Руководитель Администрации Главы и Правительства Смирнов Сергей Витальевич.

Расскажу про наш Дом Дружбы народов – Ресурсный центр в сфере государственной национальной политики.

Предпосылками создания ресурсного центра на базе Дома дружбы народов явилиось то, что и нам, и НКО не хватало знаний в разных областях – проектирование, блоггерская работа, этномедиация, недостаточно было методических материалов, наблюдалось слабое вертикальное взаимодействие с отделениями НКО на местах, на уровне местного самоуправления в районах и городах еще недостаточно серьезно относились к теме межнациональных отношений, зачастую на местах преобладала фольклоризация этого процесса.

  Содержание деятельности Ресурсного центра заключается в создании, накоплении, использовании актуальных (соответствующих вызовам времени) ресурсов/инструментов/методов для решения задач в сфере государственной национальной политики с достижением качественных измеримых результатов.

Сейчас в проектном режиме с нами работает огромное количество организаций: библиотеки, школы, дошкольные учреждения, СПУ, ВУЗы, музеи.

 На площадке республиканского Дома Дружбы народов работает Школа межэтнической журналистики.

Мы работаем над созданием школы медиации в межнациональных отношениях.

  Мы готовы делиться опытом и приглашаем к сотрудничеству.

  Информационный центр работает в тесном взаимодействии с профессиональным медиа сообществом, Формирует информационное пространство в сфере государственной национальной политики, активно присутствует в социальных сетях, осуществляет инфомониторинг.

Сейчас ведется работа по созданию Домов дружбы народов или во всех муниципальных образованиях. Сегодня в Удмуртской Республике работают 1 республиканский и 8 муниципальных Домов дружбы народов и подобных структур с аналогичными функциями. Кроме того, действуют более 100 муниципальных центров национальных культур, информационно-методических центров.

  У нас нет своих территориальных подразделений в муниципальных образованиях. Зато создана сеть методистов республиканского Дома Дружбы народов, которые работают городах и районах, оказывая методическую и организационную поддержку на местах. Они также являются важным звеном в системе мониторинга этноконфессиональной ситуации.

Довольно продолжительный период в муниципальных образованиях доминировал несколько упрощенный, «фольклорный» подход к реализации государственной национальной политики «песни / танцы / сувениры». В основном, работа сводилась к проведению массовых культурных мероприятий. В то же время важные мероприятия в сфере межнациональных отношений зачастую упускались из виду, а национальная политика нередко подменялась фестивалями.

На современном этапе необходимость «перезагрузки» муниципальных образований и их мотивация на решение межнациональных вопросов не только через призму культуры — совершенно очевидна.

Безусловно, работа в проектном режиме, дает свои результаты.

Не хочу хвастаться, но министерство гордится своими проектами, которые отлично работают, в реализации которых принимает участие большая команда всех институциональных уровней.

Это – Большой этнографический диктант. Результаты Большого этнографического диктанта выявили пробелы в этнографических знаниях населения.

  Коллеги, не многие знают, но известные всем «Бурановские бабушки» изначально появились как языковой проект министерства. В этом же проектном пакете можно отметить современные музыкальные течения, индустрию моды, онлайн-курсы удмуртского языка, приложения для мобильных устройств, проекты по билингвизму.

Мы гордимся многими своими языковыми проектами. Но, на одном из них просто не могу не остановиться. Это — запущенный еще в 2015 году двуязычный научно-методический проект «Билингва. Удмуртский центр билингвизма»

  В течение года для родителей проводятся научные семинары с привлечением психологов, логопедов по воспитанию двуязычных детей. А для детей организован досуговый центр, в котором работают образовательные и творческие площадки на удмуртском языке. Ценность этого проекта заключается не только в том, чтобы научиться удмуртскому языку. Главное, что мамы вместе с детьми проводят время, которого вечно не хватает. Вы бы видели, какие они потом гордые выходят из центра, гордятся тем, что вместе со своим ребенком поучились, порисовали, почитали, полепили.

Конечно, это не весь перечень наших успешных проектов.

100-летие государственности Удмуртии. Коллеги, в этом году Удмуртия празднует свой столетний юбилей. Торжественное открытие прошло уже в ноябре прошлого года в г.Глазове.

Юбилей несёт мощный идеологический посыл с вовлечением самих граждан в идеологическое, историческое пространство юбилея. Учёные, интеллигенция, общественность принимают активное участие в обсуждении вопросов, имеющих важное значение для объективного освещения истории и воспитания молодёжи. В республике сформирован план ключевых, масштабных мероприятий. Акцентировано внимание на достижениях республики за прошедший век, которые стали результатом упорного труда жителей региона. Прошу всех включиться в работу. Информация и образцы фирменного стиля праздника можно найти на нашем сайте в специальном разделе «100-летие государственности Удмуртии».

Про профилактику экстремизма.

Коллеги, пользуясь случаем, что сегодня в семинаре принимают участие руководители ижевских клубов, которые работают с молодежью, подростками, детьми, не могу не остановиться на таком важном вопросе, как профилактика экстремизма на национальной и религиозной почве.

Потому что молодежь, это – та группа риска, которая наиболее подвержена идеологии терроризма и экстремизма.

Незнание культуры, традиций, языка народов, проживающих рядом, создают предпосылки для формирования негативных этнических стереотипов, ведут к этническому невежеству и порой к этническому экстремизму.

Сегодня огромная проблема, которая волнует многих, это — этнографическая, этнокультурная безграмотность людей.

Мы народы и традиции Африки знаем лучше, чем соседа по дому. А незнание всегда рождает страх и агрессию.

В связи с этим всем нам пожелание — чтобы на эту проблему обратили внимание управленцы и работники системы образования, культуры, молодежной политики.

Статистика последних лет неутешительна: борьба с экстремизмом всё активнее выходит за границы реального мира, проникая в виртуальные сферы: около 80% преступлений и правонарушений экстремистской направленности совершаются в Интернете.

С каждым годом растёт и количество интернет-порталов, числящихся в Федеральном списке экстремистских материалов.

 Проблеме экстремизма и терроризма отводится особое место в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: деятельность террористических и экстремистских организаций, является одной из основных угроз государственной и общественной безопасности.

При этом радикальные взгляды и убеждения легче и быстрее всего формируются среди молодежи. Поэтому только своевременное принятие профилактических мер способно оградить молодежь от влияния деструктивных идеологий.

Сегодня понятия “экстремизм” и “терроризм” на слуху практически у каждого, но немногие смогут объяснить, чем первое отличается от второго.

Экстремизм (от лат. extremus) – приверженность крайним идеям, взглядам и действиям. Ему присущи насилие или его угроза, однобокость в восприятии проблем и поиске путей их решения, стремлении навязать свои принципы и взгляды, фанатизм, опора на чувства, инстинкты, предрассудки, неспособность или игнорирование толерантности, компромиссов.

Терроризм – это идеология насилия, связанная с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Понятия “экстремизм” и “терроризм” взаимосвязаны.

Терроризм – составная часть экстремизма, один из видов его проявлений, непосредственно связанный с насилием или угрозой насилия (например, террористический акт, публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма).

Понятие экстремизма шире: он включает и такую деятельность, которая не является насильственной, но все равно грубо нарушает права и свободы граждан, имея под этим идеологическую подоплёку (например, публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность РФ, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности).

Политический экстремизм – крайние взгляды в отношении политической системы, управления государством, пропаганда насильственных или агрессивных способов установления формы власти, вплоть до политического террора; непримиримость, бескомпромиссность к иным политическим партиям и позиции оппонентов.

Националистический экстремизм – радикальные, интолерантные идеи и действия в отношении представителей иной народности, национальности, этнической группы; стремление к политическому или физическому устранению нетитульного населения; агрессия, в крайних формах – терроризм в отношении людей иной этнической группы.

Религиозный экстремизм – жесткое неприятие идей другой религиозной конфессии, агрессивное отношение и поведение к иноверцам, пропаганда незыблемости, «истинности» одного вероучения; стремление к искоренению и устранению представителей иной веры вплоть до физического истребления. Во многих случаях под «религиозным экстремизмом» подразумевается экстремистская деятельность, осуществляемая религиозными объединениями или ведущаяся с использованием религиозных лозунгов и призывов.

Правовую основу борьбы с экстремизмом составляют:

— Конституция Российской Федерации,

— Уголовный кодекс Российской Федерации,

— Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях,

— ФЗ «О политических партиях»,

— ФЗ «Об общественных объединениях»,

Исходя из степени общественной опасности экстремизма, в 2002 году был принят Федеральный закон № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Федеральным законом определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, ответственность за осуществление экстремистской деятельности.

  Среди основных, наиболее распространенных проявлений экстремизма можно выделить следующие:

возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций,

публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения.

В конце 2018 года по инициативе Президента России Владимира Путина частично была декриминализована ст. 282 УК РФ (Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) (внесены поправки в Уголовный кодекс РФ (ст. 282) и  Кодекс об административных правонарушениях (дополнен ст. 20.3.1. (Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства).

В соответствии с поправками в УК РФ действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека или группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а также принадлежности к какой‑либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием СМИ или через интернет, признаются уголовно наказуемыми в случае, если они совершены лицом после его привлечения к административной ответственности «за аналогичное деяние в течение одного года» (в этом случае предусматривается уголовное наказание вплоть до лишения свободы на срок от 2 до 5 лет – сама санкция не изменилась). 

Декриминализация ст. 282 УК РФ, с одной стороны, должна исключить случаи чрезмерно сурового наказания за разовую неосторожную публикацию или перепост в интернете, а с другой должна сохранить ответственность за проявления экстремизма в сети.

В соответствии с поправками в КоАП за первое нарушение гражданам грозит административный штраф в размере от 10 тыс. до 20 тыс. рублей или обязательные работы на срок до 100 часов, или административный арест на срок до 15 суток, юрлицам – штраф от 250 тыс. до 500 тыс. рублей. Для этого КоАП дополнен новой статьей «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» (ст.20.3.1).

 Статистические показатели свидетельствуют, что сегодня Интернет стал базовым каналом связи для распространения деструктивной идеологии, агрессии, насилия и Удмуртия в этой части не стала исключением.

По информации МВД по УР с использованием сети Интернет в 2018-2019 гг. в Удмуртии было совершено 75% преступлений экстремистской направленности (15 из 20): злоумышленниками публично осуществлялось размещение различных видеороликов, изображений, комментариев экстремистской направленности.

Особенностью преступлений, совершаемых в Интернете, является надуманное мнение пользователей о том, что высказывание комментариев или размещение материалов под псевдонимами позволит избежать ответственности. Возраст большинства привлеченных к уголовной ответственности не превышает 25-30 лет, что вызывает особую тревогу, так как распространение экстремизма в молодежной среде представляет существенную опасность для будущей общественности.

Наряду с вышеуказанными преступлениями в регионе зарегистрированы факты административных правонарушений экстремисткой направленности.

Так, по результатам предпринятых профилактических мер сотрудниками полиции в 2019 году выявлено 33 таких административных правонарушения.

Одной из форм проявления ксенофобии и неонацизма является т.н. «заборная вражда», т.е. граффити. Вообще, через граффити сегодня можно увидеть основные тенденции в формировании и развитии молодёжных субкультур. Ведь граффити – это один из наиболее простых, доступных и наглядных способов продемонстрировать свою принадлежность к тому или иному неформальному молодёжному объединению или течению.

Заметное место в этом уличном молодежном искусстве занимают символы вражды — графические изображения, числовые сочетания, аббревиатуры, которые используются неонацистами как для пропаганды своих взглядов, так и в качестве опознавательных символов для «сочувствующих», для демонстрации приверженности неонацистской идеологии.

Большая часть подобных символов представляет собой историческую нацистскую символику, но есть и «зашифрованные», не столь очевидные для рядового обывателя, символы.

Некоторые изображения вообще выглядят на первый взгляд более чем безобидно. Примеры на слайде.

Функции по ведению, опубликованию и размещению в сети Интернет федерального списка экстремистских материалов возложены на Минюст России.

На сайте Минюста представлен Федеральный список экстремистских материалов.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.

Федеральный список экстремистских материалов формируется на основании поступающих в Минюст России копий вступивших в законную силу решений судов о признании информационных материалов экстремистскими.

При этом наименования информационных материалов включаются в федеральный список экстремистских материалов в строгом соответствии с резолютивной частью решения суда.

Законодательством Российской Федерации установлена ответственность за массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения.

Кроме того, на сайте Минюста размещен Перечень НКО, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».

Среди последних, включенных в данный список организаций есть и религиозные, и фанатские организации:

Религиозное объединение «Каракольская инициативная группа»;

Общественное объединение футбольных болельщиков «Автоград Крю»;

Межрегиональное общественное объединение «Союз Славянских Сил Руси».

В 2017 году Верховный суд РФ постановил удовлетворить иск Минюста России и признать экстремистской организацию «Управленческий центр свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации (395 отделений), ликвидировать ее и запретить ее деятельности на территории РФ.

В результате совместной работы правоохранительных и иных государственных органов Удмуртской Республики на территории нашей республики не допущено формирование этнических группировок экстремистского и террористического характера.

Через сайт Роскомнадзора можно сообщить о ресурсе в сети Интернет, содержащем противоправную информацию.

Главной задачей работы с молодёжью является профилактика экстремизма, т.е. принятие мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности.

Наиболее распространенными формами реализации мероприятий по профилактике экстремизма являются:

создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала  молодежи (например, занятия творчеством или спортом, разнообразные хобби, клубы и т. д.).

-привлечение молодежи к работе военно-патриотической направленности, проведению героико-патриотических акций.

формирование у подрастающего поколения позитивных установок, направленных на этническое многообразие посредством проведения флеш-мобов, в основе которых лежит идея многонациональности, молодежных фестивалей, направленных на единение представителей разных молодежных субкультур, популярных в среде подростков и студентов форматов (КВН, викторины, конкурсы, «Что? Где? Когда?» на этнографические темы, «60 секунд»).

-просмотр роликов, фильмов, которые предлагали бы позитивный сценарий взаимодействия разных культур. На официальном сайте Миннаца в разделе Деятельность министерства – Аналитические и справочные материалы размещены социальные видеоролики, направленные на пропаганду ценности добрососедских межнациональных отношений (видеоролики «Народов много – страна одна! Этно украшает!»).

информирование молодежи об экстремизме, об опасности экстремистских организаций (на официальном сайте Миннаца в разделе Деятельность министерства – Аналитические и справочные материалы размещены методические пособия, видеоролики антиэкстремистской направленности:

— методические материалы («Молодёжь и террор», «Профилактика экстремизма в подростково-молодежной среде. Сборник методических материалов для сотрудников образовательных организаций», «Экстремистские организации как один из видов неформальных молодёжных объединений. Профилактика экстремизма в молодежной среде», «Модели профилактики экстремизма в молодежной среде», «Как не превратить теракт в информационный взрыв» (2 части) и др.);

— социальные видеоролики («Телефонный терроризм. Школа», «У террора нет национальности», «Вместе против террора», «Как спасти человека от терроризма» и т.д.).

— проведение воспитательной и просветительской работы с детьми и родителями о принципах поведения в вопросах веротерпимости и согласия, в том числе в отношениях с детьми и подростками.

Сегодня важным местом социализации молодых людей становится виртуальное пространство. Молодежь ищет в интернете всю интересующую ее информацию, общается с единомышленниками на форумах и в социальных сетях, где многие школьники сегодня зачастую проводят большую часть своего времени. В этой связи особую актуальность приобретает сегодня создание в социальных сетях тематических групп просветительской направленности, посвященных культуре народов страны, культуре регионов, групп, продвигающих идею многонациональности и единства российской нации.

 

 

 

 

Поделиться