Сохранение и развитие языков народов Российской Федерации отнесены Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года к числу основных вопросов государственной национальной политики Российской Федерации, требующих особого внимания государственных и муниципальных органов власти.
На региональном уровне на решение вопросов в данной сфере направлен ряд документов, в том числе Закон Удмуртской Республики от 6 декабря 2001 года № 60-РЗ «О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики» и соответствующие отраслевые государственные программы Удмуртской Республики: «Этносоциальное развитие и гармонизация межэтнических отношений», «Развитие образования»; «Развитие печати и массовых коммуникаций», «Культура Удмуртии».
В Удмуртской Республике существует необходимая для воспроизводства языка и обеспечения этноязыковых запросов граждан инфраструктура: институты изучения языка и подготовки кадров, трансляции в информационном пространстве (научные и образовательные учреждения, средства массовой информации, издательские организации, профессиональные театры и музыкальные коллективы).
По результатам социологического опроса, проведенного в 2020 году, удмуртский язык в качестве родного языка отметили 14,4% респондентов. По самооценке респондентов хорошо владеют (говорят, читают, пишут) языком своей национальности чуть более половины удмуртов (53,6%).
В сельской местности, где сохранилась естественная удмуртская языковая среда, удмуртский язык лучше сохранил свои позиции, чем в городе.
Таким образом, анализ результатов мониторинговых исследований, а также текущая практика показывает, что наряду с позитивными тенденциями в сфере государственной языковой политики в республике выявлен ряд существенных проблем относительно современного функционирования государственных языков республики: недостаточный уровень координации структур и организаций, их ресурсов в совершенствовании механизмов поддержки, защиты и развития удмуртского языка; недостаточное развитие кадрового потенциала в сфере удмуртского языка; недостаточный социальный статус удмуртского языка; слабое использование возможностей информационных, электронных и игровых технологий для изучения и продвижения удмуртского языка.
Кроме того, наблюдается тенденция увеличения орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок в разговорной и письменной речи населения, в том числе в средствах массовой информации.
Решение перечисленных проблем видится через создание долгосрочной целевой программы поддержки государственных языков на основе интеграции и координации государственных и муниципальных органов управления, а также образовательных, научных, культурных, информационных, общественных организаций республики.
Подобные государственные программы действуют в Республики Татарстан, Республике Башкортостан, Чувашской Республике, Саха Якутии.
Для сравнения:
Татарстан недавно утвердил свою Программу сроком до 2030 года и выделил на реализацию 1 миллиард с лишним рублей. Чувашией выделена на 5 лет сумма 28 миллионов рублей.
Основной акцент в содержании разрабатываемой госпрограммы делается на следующие направления:
— совершенствование нормативно-правовой базы сохранения и развития родных языков;
-усиление научного и научно-методического сопровождения функционирования родных языков (мониторинг, новые направления по социолингвистике, психолингвистике, повышение квалификации кадров через подготовку в аспирантуре и т.д.);
— создание системы непрерывного этнокультурного образования (кадровый потенциал, дошкольное и школьное образование, ссузы и вузы, дополнительное образование);
— формирование позитивного имиджа родного языка (через систему СМИ, ИТ-технологий);
— популяризация удмуртского языка через систему проектного подхода к решению задач и практических мероприятий (гранты, конкурсы, фестивали, конференции и т.д.);
Ориентировочно ресурсное обеспечение госпрограммы составит 15 000,0 тыс. руб. ежегодно.