Казачество (от тюрк. казак, казмак – вольный человек, скиталец) – уникальное социальное и этнокультурное явление в истории Российского государства. Оно прошло многовековую эволюцию от пестрой по происхождению и составу вольницы до элиты вооруженных сил и верной опоры российского государства. В 2002 г. – впервые после переписи 1897 г., – была получена численность лиц, назвавших себя казаками (около 140 тыс. человек).
Применительно к XIV – XV вв. под казаками следует понимать сначала группы вольных людей, работавших по найму или несших преимущественно разведывательно-сторожевую службу в пограничных районах, а затем, с XVI в., – членов военно-земледельческой общины вольных поселенцев на окраинах государства. С XVIII в. и по 1920 г. под казачеством следует понимать особое военно-служилое сословие, главной обязанностью которого была военная служба. С 1920-х гг. казаками называют выходцев из этого сословия и их потомков, которые образуют особые этнографические группы русского, украинского и других народов.
Говорят казаки преимущественно на русском языке. По вероисповеданию подавляющее большинство казаков – христиане (православные и старообрядцы), но есть также представители других мировых религий – мусульмане и буддисты.
Группы казаков возникали в XV–XVI вв. на границе с «Великой степью», а позднее, вплоть до конца XIX в., и на других окраинах Русского государства. Хотя некоторые ученые возводят начало казачества еще к XIV в., говорить о сформировавшихся общинах донских (на р. Дон), яицких (на р. Яик – совр. Урал) и гребенских (по р. Сунжа и Акташ на Северном Кавказе) казаков можно лишь применительно к середине XVI в. Во второй половине XVI в. формируются также группы волжских (на Нижней Волге) и терских (на р. Терек) казаков, в состав последних в XVIII в. вошла значительная часть волжских казаков, переселенных на Северный Кавказ в связи с ликвидацией Волжского казачьего войска (с центром в Дубовке под Царицыным), просуществовавшего с 1733 по 1777 г. Другие части волжского казачества влились в состав донского и яицкого, а позднее – в 1817 г. – в состав новообразованного Астраханского казачьего войска.
Казачьи общины увеличивались довольно быстро за счет бежавших от крепостной зависимости крестьян, мелких, разорившихся помещиков и представителей других социальных групп, искавших лучшей доли и спасавшихся от войн, голода и эпидемий. После церковных реформ патриарха Никона 1653 – 1656 гг. резко возрос поток переселенцев-раскольников на окраины государства, в т. ч. и на казачьи земли.
Со второй половины XVI в. русские цари активно используют казачество для несения военной службы. Казаков использовали для подчинения и освоения новых обширнейших территорий за Уралом. Примерно в это время первые казачьи отряды, двигавшиеся вверх по Каме, появляются и на территории современной Удмуртии. Практически полностью из казаков состояли все группы первопроходцев, присоединивших к России в XVII – XVIII вв. огромные просторы Сибири и Дальнего Востока. Формирование региональных казачьих войск наиболее полно соответствовало задачам колонизации новых земель. Так, в XVIII – XIX вв. возникали новые казачьи войска: Оренбургское (с 1748 г. с центром в Оренбурге), Сибирское (с 1808 г. с центром в Омске), Забайкальское (с 1851 г. с центром в Чите), Амурское (с 1858 г. с центром в Благовещенске), Кубанское (с 1860 г. с центром в Екатеринодаре), Семиреченское (с 1867 г. с центром в Верном (Алма-Ата), Уссурийское (с 1889 г. с центром во Владивостоке).
В XIX в. завершился процесс оформления казачества в особое военно-служилое сословие, обладавшее рядом привилегий: казачьим войскам предоставлялось самоуправление с прямым подчинением царю, в вечное пользование передавалась занимаемая казачьими войсками земля, освобождение от уплаты налогов, податей и некоторые другие менее значимые права и льготы. С XVII в. служившие государству казаки получали царское жалованье, которое стало одним из главных источников их существования (и главным для тех, кто не занимался сельским хозяйством). За все эти привилегии казаки должны были платить «налог кровью», т. е. нести регулярную военную службу, на которую казак должен был прибыть на своем коне в полном обмундировании вооруженным холодным оружием. Кроме внешневоенной и пограничной службы казаки использовались в качестве внутренних войск, как конвой и охрана, проводили межевание земель, сбор налогов, переписи населения и т. д. В Удмуртии, относившейся к Вятской губернии, казачьи подразделения входили в состав воинских частей, охранявших государственные Ижевский и Воткинский военные заводы. Эти подразделения направлялись из Оренбургского казачьего войска, заменялись через определенное время, и практически не были связаны с местной этносоциальной средой.
Для казачества характерны представления об общей исторической судьбе разных групп казаков, о прежде единых для всех образе жизни, традициях, самосознании и т. д. Однако длительное проживание и взаимовлияющее сосуществование казаков в иноэтнолингвистическом окружении народов Северного Кавказа, Волго-Приуралья, Казахстана и Сибири не могли не оказать влияния на комплексы материальной и духовной культуры, а также на антропологический облик разных групп казаков. В XIX в. среди казачества был широко распространен билингвизм, особенно в Донском, Кубанском, Уральском, Оренбургском, Сибирском и Забайкальском войсках.
Наиболее многочисленное и раннее по происхождению донское казачество уже в XVI в. делилось на две группы. У «верховых» (живших по верхнему течению Дона) преобладал русский этнический компонент, у низовых — украинский и тюркский.
В состав Гребенского и Терского казачьих войск, основу которых составили беглые русские крестьяне, а также донские и волжские казаки, в XVI – XVIII вв. вошло большое число представителей северокавказских народов.
Специфичен был состав Оренбургского и Яицкого казачьих войск, созданных в 1748 г. (последнее было переименовано в Уральское в 1775 г. после восстания Пугачева). Немалую часть этих войск составляли башкиры, калмыки, ногайцы и казахи.
В состав Сибирского, Забайкальского, Амурского и Уссурийского входили представители сибирских народов, большей частью буряты и якуты.
Сложным по социально-этническому составу было кубанское казачество. После ликвидации в Запорожье в 1775 г. так называемой Новой Сечи (созданной в 1734 г. «взамен» Старой Сечи, упраздненной в 1709 г.) основная масса запорожских казаков была переселена на р. Кубань, где в 1787 г. было образовано Черноморское казачье войско. В 1860 г. оно совместно с частью Кавказского линейного казачьего войска было преобразовано в Кубанское казачье войско, в составе которого, таким образом, оказались потомки запорожских казаков, часть донских казаков, поверстанных на новую пограничную линию, украинские и русские крестьяне-переселенцы из южных губерний, военнопоселенцы (бывшие военнослужащие регулярной армии) и представители северокавказских народов, вошедшие в состав «горских» казачьих полков.
На протяжении истории Российского государства «казачьи войска», военно-территориально-административные самоуправляющиеся единицы, создавались и ликвидировались, разделялись и объединялись. Перед революцией 1917 г. существовали 11 казачьих войск: Амурское, Астраханское, Донское, Забайкальское, Кубанское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Терское, Уральское и Уссурийское. Численность населения в казачьих войсках в 1913 г. составляла 9029 тысяч человек, из них войскового сословия — 4165 тысяч человек.
В годы Первой мировой войны казачество выставило под знамена около 300 тысяч «сабель», и казачьи части по праву считались наиболее боеспособной и надежной частью российской армии. В годы Гражданской войны большинство казаков выступили против власти большевиков, которая в 1918 г. объявила о ликвидации казачьих войск, а в 1920 г. упразднила казачество как сословие. Массовая гибель казаков на фронтах мировой и Гражданской войн продолжилась и в «мирное» время — в период кампаний по расказачиванию, раскулачиванию и борьбе с «врагами народа».
О былом величии военной силы казачества руководство СССР вспомнило накануне Второй мировой войны, когда были созданы донские, кубанские и терские кавалерийские казачьи соединения, расформированные вскоре после окончания войны.
Жесточайшие войны, репрессии и коллективизация существенно нарушили традиционный уклад общественного быта и хозяйственной жизни казачества. Потерявшее свои привилегии и лишенное своих основных функций казачество было превращено в простых крестьян. Десятки тысяч казаков были сосланы из родных мест на Урал и в Сибирь.
Миграции военного и послевоенного времени распространили казачью диаспору практически по всей стране. Именно в это послевоенное время на территории Удмуртии появляются сотни и тысячи переселенцев из казачьих регионов страны, приглашавшихся на строительство крупных промышленных объектов, а также выпускники учебных заведений, приезжавшие сюда по распределению. Опасаясь возможных притеснений и ограничений со стороны власти, переселенцы не афишировали своей принадлежности к опальной этносоциальной группе и фактически полностью растворились в населении республики, причислив себя к русским, украинцам или представителям других народов многонационального СССР. К ассимиляции приводили также многочисленные межнациональные браки, способствовавшие размыванию специфического казачьего самосознания у потомков от таких браков.
Рубеж 1980-1990-х гг. ознаменовался резким подъемом этнического самосознания у разных народов СССР, в том числе и у казачества. С принятием в 1991 г. Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» и Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г. № 632 «О мерах по реализации Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» общественное движение за возрождение казачества приобрело наибольшую активность. Исторически сложившийся особый уклад жизни, культура, традиции и обычаи казачества достаточно полно отвечали потребностям государственной службы, которая впоследствии стала определяющим фактором функционирования казачества. Поэтому сами казаки видят возрождение казачества через восстановление его государственного статуса. Механизм привлечения казачьих обществ к различным формам государственной и иной службы был определен Указом Президента РФ от 16 февраля 1996 г. «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе».
Казачество в Удмуртии насчитывает давнюю историю, однако, в виду своей малочисленности оно никогда не входило в состав основных компонентов этносоциоструктуры Камско-Вятского региона вообще и Удмуртии, в частности. На сегодняшний день удмуртское казачество представляет собой совокупность волею судьбы оказавшихся в Удмуртии потомков представителей различных казачьих групп, размещавшихся в XVIII – начале XX вв. почти по всей территории Российской империи.
В сентябре 1991 г. состоялся Учредительный Круг казаков, проживающих в Удмуртии. Объединение казаков решено было назвать Землячеством казаков Удмуртии. В ноябре 1999 г. на VI Большом Круге принято решение о переименовании Землячества в Верхнекамское отдельное казачье окружное общество.
Координация взаимодействия казачества Удмуртии с органами государственной власти и местного самоуправления возложена в республике на Министерство национальной политики. Основная деятельность казаков в этнокультурной сфере заключается в посильном содействии воссозданию православных храмов, участии в общегородских мероприятиях с показом рубки лозы, вольтижировки, в организации казачьих кадетских взводов и их подготовке к воинской службе, в направлении молодых казаков на действительную воинскую службу, в создании казачьего фольклорного коллектива «Благовест» и т. д.
Источники:
Шепталин А.А. Казачество Удмуртии // Феномен Удмуртии. Т. 3., Кн. 3. Единство и многообразие этнических мобилизаций: уроки пройденного пути. М.-Ижевск: Издательство «Удмуртия», 2003.
Официальный сайт Всероссийской переписи н