В Удмуртской Республике выстроены полноценные системные подходы по всем стратегическим направлениям и это приносит ощутимый результат.
Сегодня на ежегодном расширенном заседании коллегии Министерства мы обсудим, какие результаты были достигнуты в 2021 году по основным направлениям Стратегии государственной национальной политики, что было сделано, а что – не удалось сделать либо движется очень медленно. И, конечно, определим задачи на будущее.
Сразу отмечу, что ушедший 2021-й, как и предыдущий 2020-й, был экстраординарным, – мы и так это с вами хорошо понимаем, – в первую очередь из-за продолжающейся эпидемии коронавируса. И принципиально важно, что в этих сложных условиях мы с вами четко, без сбоев продолжали выполнять все стоящие перед нами задачи.
Главными политическими событиями в 2021 году в России, в которых мы с вами тоже принимали непосредственное участие, и которые так или иначе косвенно связаны с процессами в национальной политике, стали федеральные выборы в Госдуму, которые определили дальнейшее развитие нашего государства.
В 2021 году, после определения нового состава Государственной думы, обновился и Комитет по делам национальностей, отныне возглавляемый Геннадием Семигиным. Председатель Комитета уже анонсировал, что в планах их законотворческой работы – участие в подготовке Концепции государственной языковой политики Российской Федерации, совершенствование законодательства в части социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов, этнокультурного туризма, патриотического воспитания.
В 2021 году прошла Всероссийская перепись населения. С нетерпением ждем ее результатов, особенно в части национального состава и отношения к родным языкам.
В декабре 2021 года Правительством Российской Федерации был утвержден новый План мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период 2022 – 2025 годов. Мы тоже разработали свой собственный региональный план и синхронизировали его с федеральным планом.
Опыт Удмуртской Республики по реализации государственной национальной политики снова в 2021 году получил довольно высокую оценку на федеральном уровне. Свидетельством тому может служить проведение расширенного круглого стола в марте месяце под председательством Главы Удмуртской Республики Бречалова А.В. с участием председателя и депутатов профильного Комитета Государственной Думы по делам национальностей Федерального собрания Российской Федерации.
В мае в г.Ижевске прошел Всероссийский форум финно-угорских народов, собравший делегации более 30 регионов Российской Федерации, на территории которых проживают народы уральской языковой семьи.
В прошедшем году нам удалось совместными усилиями расширить основу нормативного правового регулирования по многим направлениям национальной политики на территории Удмуртской Республики.
Было разработано 15 нормативных правовых актов и почти 100 распорядительных актов министерства по основной деятельности. Был усовершенствован порядок предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, нормативные правовые акты затрагивали российское казачество и развитие государственно-конфессиональных отношений в Удмуртии. Полезные решения были разработаны и в области подготовки профессиональных кадров для нашей сферы деятельности.
Благодаря тесной работе с депутатским корпусом и взаимодействию с Постоянной комиссией по науке, образованию, культуре, туризму и национальной политике, в декабре прошедшего года были подготовлены изменения в базовый Закон «О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики». И 15 февраля этого года закон об изменениях был принят сразу в двух чтениях. Очень символично, что законопроект в Государственный совет внес Глава республики. В соответствии с новым законодательным актом будет организована работа по оформлению на двух государственных языках Удмуртии текстов на баннерах, вывесках, афишах, цифровых видеоэкранах и иных средствах наглядной информации, изготавливаемых за счет средств бюджета.
Региональным Правительством будет определен Порядок норм современного удмуртского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Удмуртской Республики, правил удмуртской орфографии и пунктуации. Планируем эту работу завершить до сентября текущего года.
В июле 2021 года по инициативе профильной комиссии Государственного Совета и личной включенности Ишматовой Татьяны Витальевны и министра культуры Соловьева Владимира Михайловича был принят Закон «О нематериальном культурном наследии в Удмуртской Республике».
Принятый закон очень удачно коррелирует с федеральной повесткой и глобальными задачами на 2022-й год. Коллеги, вы все знаете, что 30 декабря 2021 года Президент подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России». В Удмуртской Республике с учетом предложений общественного сектора, ученых, органов власти разных уровней сформирован рабочий план мероприятий. Необходимо всем включиться в эту важную работу.
В октябре 2021 года вступил в силу Закон «О реализации молодежной политики в Удмуртской Республике», который нас тоже напрямую касается в части вопросов по воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к отечественной истории, историческим и национальным традициям народов Российской Федерации.
В прошедшем году была завершена разработка проекта новой государственной программы «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Удмуртской Республики и иных языков народов Удмуртской Республики». Тема сохранения родного языка с акцентом на образование, дошкольное и школьное, стала базовой в новом программном документе. Программа будет «запущена» с 2023 года. Это – сверхмасштабная цель!
Следующий, 2022 год в Удмуртской Республике объявлен Годом образования. В рамках плана Года образования будут предусмотрены масштабные мероприятия, направленные на поднятие статуса педагогических работников, материальная база, мероприятия с большим количеством детей, учеников, студенческой молодежи, поздравления, новые сущности, точки роста и т.д. Часть этих мероприятий войдет и в новую языковую государственную программу.
В 2021 году специалистами Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения Российской академии наук был разработан синтезатор удмуртской речи, позволяющий преобразовывать любой печатный текст на удмуртском языке в звуковой файл, который можно прослушать на любом цифровом устройстве.
Впервые в истории бесермянского народа – коренного малочисленного народа Российской Федерации в прошедшем году издана отдельная книга на его родном языке — сборник рассказов, написанных народным писателем Удмуртии Вячеславом Ар-Серги и Рафаилом Дюкиным, одним из лидеров бесермянского общественно-культурного движения.
В 2021 году отметили свои юбилейные даты Общество русской культуры, Удмурт Кенеш, Татарский общественный центр, марийское общество, белорусы.
По инициативе Епархии весь год проводилась межконфессиональная Спартакиада по пяти видам спорта в Удмуртии. Это оказалась первая Спартакиада такого рода в России, в которой участвовали команды из представителей разных конфессий. В сентябре Глава Удмуртской Республики провел заседание круглого стола с лидерами традиционных конфессий, на котором были обсуждены итоги межнациональной спартакиады и направления совместной деятельности. Также Глава Удмуртии поддержал социальную инициативу Духовного Управления Мусульман о реализации в Ленинском районе г. Ижевска проекта по благоустройству спортивно-культурного общественного пространства «Южный парк».
В Федеральном агентстве по делам национальностей наградили лауреатов II Всероссийской премии «Гордость нации», которая вручается за вклад в укрепление культуры и единства народов, наших земляков.
Это: журналист Издательского агентства «Удмуртия» Евгения Якимова и руководитель Городской общественной организации поддержки молодежных национально-культурных объединений города Сарапула «Содружество» Юлия Седова — в номинации «За лучший проект национально-культурных объединений в сфере межнациональных (межэтнических) отношений».
Шумилова Эльвира Анатольевна (г. Можга) стала лауреатом I степени Первого всероссийского конкурса национальных видеороликов «МЫ» в номинации «Документальные ролики» категории «Любительская съемка». Название ролика — «Деревня «Вильгурт» — удмуртский народный костюм».
Премию Главы Удмуртской Республики «Признание — 2021 » получил программист, научный сотрудник Удмуртского института истории, языка и литературы, активист удмуртской молодежной организаци «Куара», Григорьев Григорий. Благодаря ему, удмуртский стал первым языком народов России, на котором «заговорило» приложение для водителей «Яндекс.Навигатор». При его непосредственном участии был создан синтезатор удмуртской речи. Также, наш лауреат является разработчиком удмуртской клавиатуры, приложения для изучения удмуртского языка «Кылдысин», мобильной игры «Ӧлиас» («Alias») и других приложений.
Но, несмотря на то, что в национальной политике мы применяем благоприятные современные мировые и всероссийские тенденции в разных направлениях, есть еще проблемы, которые не так-то просто оставить во вчерашнем дне.
Надо признать, что есть ещё задачи, которые в силу разных причин не нашли своего решения и в 2021 году.
Так, слишком затянулся вопрос с созданием Центра удмуртской культуры – Культурного центра имени В.Г.Короленко. К сожалению, мы вынуждены были потерять 2 года и вернуться назад к нулевому циклу в связи с тем, что по вопросу «сносить» — «реконструировать» мнения общественности разделились.
Сегодня у нас уже есть профессиональная концепция, разработанная с учетом мнения широкого круга общественности, разработан паспорт проекта, сформирована «дорожная карта», предусмотрены средства в республиканском бюджете на разработку проектно-сметной документации.
Большая заслуга в этой слаженной работе принадлежит Центру территориального развития (Правдзинский Вячеслав Юрьевич), Министерству культуры (Соловьев Владимир Михайлович), Удмурт Кенеш и непосредственно Ишматовой Татьяне Витальевне, и, конечно, лично Бурановой Ларисе Николаевне. Спасибо, коллеги!
В прошлом году совместно с марийской общественностью мы приступили к работе над концепцией республиканского историко-культурного марийского центра. Это тоже проблемная точка и ее будем решать.
В муниципальных образованиях сегодня работают 8 Домов дружбы народов и учреждений муниципального уровня с функциями Домов дружбы народов (г.Глазов, г.Сарапул, г.Можга, г.Воткинск, Игринский, Увинский, Грахововский, Каракулинский районы) и более 100 центров, созданных по этническому принципу.
В 2021 году мы «приросли» еще одним Центром национальных культур, который при поддержке министерства открылся в с.Пугачево Малопургинского района.
Вместе с тем, мотивация руководителей органов местного самоуправления на создание структур с функциями Домов дружбы народов, как консолидирующей площадки для институтов гражданского общества, является недостаточной. Темпы создания Домов Дружбы народов являются замедленными и требуют ускорения.
К сожалению, в прошедшем году Администрации города Ижевска не удалось в полном объеме приступить к ремонтным работам в татарской Гимназии № 6 имени Габдуллы Тукая, средства на которые были выделены в рамках 100-летия государственности Удмуртии.
Требует дальнейшего осмысления и темпов работа по развитию сети образовательных организаций с углубленным изучением удмуртского языка на базе школы № 1 в городе Можга и в школе № 17 города Глазова. Сейчас в первой школе города Можги в качестве предмета изучают удмуртский язык 17 человек. В дальнейшем планируется комплектование первого класса с изучением удмуртского языка ежегодно в количестве 20-25 человек.
В школе № 17 города Глазова к 2025 году запланировано изучение удмуртского языка достичь на уровне более 150 учеников.
21 января этого года я сам побывал в этой школе, познакомился с педагогическим коллективом, участвовал в круглом столе. И своими глазами и сердцем ощутил огромный потенциал и мотивацию педагогов и родителей работать дальше в этом важном направлении. Вызывает восхищение и большой энтузиазм директора школы Вершининой Нины Александровны. Чувствуется поддержка городской власти. На встрече с Главой города Коновалов Сергей Николаевич лично поддержал инициативу о создании удмуртской гимназии на базе школы № 17.
По-прежнему необходим концептуальный подход к решению задач этнокультурного воспитания и просвещения в республике. Нужен план совместных действий. В конце 2021 года по нашему заказу учеными Удмуртского института истории, языка и литературы был разработан рабочий проект такой концепции. На заседании Межведомственного координационного совета по языкам в январе этого года мы поняли, что она требует серъезной доработки и верификации всех наших решений. И это тоже работа не «на здесь и сейчас». Это надо обсуждать.
Конечно, так не бывает: сегодня поработали – завтра подвели итоги. Иногда результат от работы может проявиться только через несколько лет.
Продолжая подводить итоги прошедшего года, следует отметить, что плановые мероприятия министерства, предусмотренные государственной программой Удмуртской Республики «Этносоциальное развитие и гармонизация межэтнических отношений» и Планом мероприятий по реализации в 2019 — 2021 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации в Удмуртской Республике на 2021 год, по ключевым направлениям были выполнены в полном объеме.
В рамках выделенных бюджетных ассигнований из бюджета Удмуртской Республики в 2021 году проведено более 300 региональных и муниципальных мероприятий, в числе основных — это многонациональные мероприятия, направленные на укрепление единства российской нации, этнокультурное и языковое развитие народов России, празднование общероссийских событий.
Численность населения, принявшая участие в проектах и мероприятиях, реализуемых в рамках государственной программы, составила более 800 тыс. чел.
В течение 2021 года в адрес министерства поступило и зарегистрировано 45 письменных обращений граждан и общественных организаций по вопросам, относящимся к сфере межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений, что на 6 обращений меньше, чем в 2020 году.
Структурно-содержательный анализ письменных обращений граждан показал, что многие из них касались вопросов правоприменительной практики Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Также обращения были связаны с реализацией положений Закона Удмуртской Республики «О государственных языках».
Мониторинг межнациональной и межконфессиональной ситуации.
В 2021 году продолжал осуществляться мониторинг информационных материалов СМИ и сети «Интернет» на предмет выявления конфликтных ситуаций в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений.
На особом контроле в 2021 году находились вопросы, связанные с миграцией, попытками переноса на территорию Российской Федерации армяно-азербайджанских противоречий, обострившихся в ходе приграничного вооруженного конфликта, развитием межрелигиозного диалога в период пандемии, строительством культовых сооружений, недостатками в социализации цыганского населения, проведением Всероссийской переписи населения.
Было выявлено 7 провокационных публикаций в соцсетях, которые потенциально могли послужить причиной разжигания межнациональных конфликтов, и требовали немедленного реагирования. Материалы для проведения проверок были направлены в Прокуратуру Удмуртской Республики и МВД по УР.
Коллеги, мы все помним, какое негативное влияние оказали социальные сети в ходе недавних событий в Казахстане. С появлением мобильных телефонов, интернета, социальных сетей способность влиять на общественное сознание заметно возросла. Соцсети — это беспрецедентная скорость распространения информации. Буквально за считанные секунды. И эта история нашла лишний раз свое очевидное подтверждение в ходе казахстанских событий.
Коллеги из муниципальных образований, пользуясь случаем, обращаю ваше внимание на то, что мониторинг межнациональной ситуации – это мощный инструмент для решения задач по своевременному выявлению конфликтных и предконфликтных ситуаций. Это возможность оперативного реагирования на конфликты и принятия эффективных управленческих решений в сфере реализации государственной национальной политики.
Наряду с инфомониторингом таким же эффективным инструментом слежения за ситуацией являются социологические исследования, которые по заказу Миннаца проводятся ежегодно научными центрами.
Согласно результатам социологического мониторинга в 2021 году зафиксирована устойчивая положительная динамика по всем значимым показателям межнациональной сферы.
Соцопрос показал, что 80,8% респондентов из Удмуртии положительно оценивают межнациональную сферу в России.
Отношения между людьми различных национальностей в Удмуртии респонденты оценивают более позитивно: 87,2% респондентов.
Если сравнить данные результаты с итогами социологического опроса 2016 г., то спокойной ситуацию в Удмуртии тогда назвали 67% опрошенных, а в России только 37%.
Подавляющее большинство опрошенных в 2021 году (91,3%) не испытывали по отношению к себе неприязнь из-за национальности. На протяжении последних лет этот показатель остается стабильно высоким.
90,9%, то есть большинство опрошенных, в 2021 году не испытывали по отношению к себе неприязнь из-за языка.
Также абсолютное большинство опрошенных жителей (80,6%) положительно оценивают отношения между людьми различных вероисповеданий в Удмуртии.
Следующий раздел моего доклада — создание условий для реализации в муниципальных образованиях единой государственной политики в сфере межнациональных отношений и профилактики экстремизма
На Совете по межнациональным отношениям при Президенте России 30 марта 2021 года Владимир Владимирович Путин отметил: «внимание к вопросам реализации национальной политики, особенно на местах, должно быть пристальным и постоянным. Основная часть нашей работы лежит на плечах коллег, работающих в муниципалитетах, «на земле». Именно они первые сталкиваются с нештатными ситуациями, именно им по — долгу службы приходиться работать с точками напряжения в обществе».
Коллеги из муниципалитетов, пользуясь случаем, хочу поблагодарить вас всех, кто в постоянном режиме занимается делами нашей порой очень непростой отрасли!!!
В связи с реформой органов местного самоуправления произошли изменения и обновления в кадровом составе, в том числе и по закреплению ответственных за нашу отрасль.
Поэтому, исходя из принципа «Повторение – мать учения», а, особенно, для вновь назначенных ответственных — напомню, что важным инструментом в системе работы в сфере государственной национальной политики на муниципальном уровне является наличие эффективной муниципальной программы/подпрограммы по гармонизации межнациональных отношений.
В 2021 году вновь был проведен детальный анализ таких муниципальных программ и подпрограмм в сфере межнациональных отношений на предмет их соответствия стратегическим и программным документам Российской Федерации и Удмуртской Республики.
Детальный обзор типичных ошибок в муниципальных программах будет представлен на образовательном двухдневном семинаре с заместителями глав муниципальных образований, который пройдет в 21-22 апреля этого года.
Коллеги из муниципалитетов, сейчас, в период продолжения реформы органов местного самоуправления, многие муниципальные программы актуализируются. Прошу вас организовать работу по анализу реальной ситуации в муниципальном образовании, выявить факторы реального или возможного риска, актуализировать работу координационных советов.
Мы готовы оказать необходимую помощь, также прошу не скидывать со счетов методистов Дома дружбы, которые в кустовом режиме работают у вас на местах.
В октябре 2021 года были подведены итоги Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» в номинации — «укрепление межнационального мира и согласия, реализация иных мероприятий в сфере национальной политики на муниципальном уровне».
Из Удмуртской Республики в конкурсе приняли участие 13 муниципальных образований (городские округа и сельские поселения). Это:
МО «Малопургинское» Малопургинского района;
МО «Шадринское» Сарапульского района;
МО «Якшур-Бодьинское» Якшур-Бодьинского района;
МО «Пышкетское», МО «Шамардановское»; МО «Юкаменское»; МО «Засековское» Юкаменского района,
МО «Крымско-Слудское» Кизнерского района;
МО «Ермолаевское» Киясовского района;
МО «Булайское» Увинского района;
МО «Игринское» Игринского района;
«Город Ижевск» и «Город Сарапул».
Город Сарапул снова стал призером конкурса. Но, к сожалению, победителем из Удмуртской Республики, также, как и в 2020 году, не стало ни одно муниципальное образование. Мы все помним победу города Ижевска в 2019 году, когда они за свою успешную практику на Всероссийском конкурсе получили солидный приз – 3 миллиона рублей. Поэтому, коллеги, есть к чему стремиться!
Следующее актуальное направление Стратегии государственной национальной политики — повышение уровня профессиональной подготовки и компетентности кадров.
Учитывая высокий уровень ответственности в сфере государственной национальной политики, на постоянной основе ведётся повышение квалификации служащих всех уровней государственного и муниципального управления.
В декабре 2021 года во всех муниципальных образованиях в формате ВКС было проведено 6 тематических семинаров по вопросам профилактики проявлений экстремизма на национальной и религиозной почве для государственных служащих, представителей органов местного самоуправления, работников учреждений образования, культуры, молодежной политики СМИ, НКО. Курсы повышения квалификации по данной тематике прошли более 450 человек.
Проведено 6 вебинаров по вопросам государственно-конфессиональных отношений. Приняли участие более 300 человек.
Кроме того, 20 государственных и муниципальных служащих прошли дистанционное обучение в ФАДН России по вопросам профилактики экстремизма и ксенофобии на национальной и религиозной почве. К сожалению, из муниципальных образований в дистанционном семинаре приняли участие только 3 представителя из Кизнерского, Киясовского и Сарапульского районов.
18-19 февраля 2021 года для заместителей глав муниципальных образований, курирующих вопросы межнациональных отношений, был проведен выездной двухдневный образовательный семинар по актуальным вопросам Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации, в работе которого приняли участие представители Аппарата Полномочного представителя Президента России в Приволжском федеральном округе, представители Федерального агентства по делам национальностей, МВД России по Удмуртской Республике, представители Управления Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике, члены Антитеррористической комиссии, представители научных учреждений.
Укрепление общероссийской гражданской идентичности – еще одно из ключевых направлений нашей работы.
В марте 2021 года Совет по межнациональным отношениям при Президенте России начался именно с этой важной темы. Президент отметил, что нет ничего важнее для государства, чем укрепление общероссийской гражданской идентичности.
Основной показатель общегражданской идентичности – чувство близости с гражданами России, согласно результатам социологического опроса 2021 года, составил в Удмуртии 71%. Это означает, что почти треть опрошенных жителей республики ощущают духовную близость с гражданами страны.
По мнению респондентов, важнейшими объединяющими факторами выступают: «общее происхождение, историческая судьба» (53,6%), «национальная культура» (50,7%), «национальный язык» (46,9%)
Хотелось бы отдельно остановиться на возможности информационного воздействия по формированию и укреплению общероссийской гражданской идентичности среди молодежи.
Одними из самых эффективных инновационных инструментов, которые не просто разово доносят информацию, но и при каждодневном воздействии влияют на подсознательный уровень, являются наружные информационные носители, которые сегодня превратились исключительно в коммерческую рекламу.
Давайте с вами проанализируем хотя бы на примере наших городов, где ежедневно в городском пространстве проходят тысячи человек, в самом сердце нашей республики, на основании каких традиционных ценностей мы сегодня формируем нашу гражданскую идентичность, единство нашего народа?
Вы там едва ли увидите социальные рекламы про народы России, семейные ценности, уважение к старшим, дружбу и ответственность. Возникает вопрос: неужели все эти категории менее важны, чем коммерческая реклама?
Коллеги, на слайдах представлены основные проекты и мероприятия национально-культурных объединений и Дома Дружбы народов, которые можно «приземлить» на муниципальный уровень.
Январь — Неделя Памяти Жертв Холокоста. Неделя памяти – уроки Памяти в общеобразовательных учреждениях.
Март — ежегодный детский конкурс национального творчества «Помним! Чтим! Гордимся!» среди воспитанников детского сада № 280 г.Ижевска.
Май — онлайн-акция «Слово о Победе (литературные и музыкальные произведения).
Май — Межрегиональный конкурс для школьников «Герои народа – герои страны» (конкурс школьных эссе, исследование подвигов героев многонационального советского народа в Великой Отечественной войне).
1 июня — детский праздник, посвященный Международному дню защиты детей.
Июнь — праздник «День двора», посвященный Дню России.
Август — многонациональная акция «Триколор единства» в Парке космонавтов.
Август — профильная лагерная смена «Мы – Россияне!» для детей в возрасте 14-17 лет.
Сентябрь — выставки «Мир без терроризма», дискуссионные площадки в школах для детей и молодежи возраста «Апельсин», а также дискуссионные площадки для молодежи «Самолет»).
Коллеги, здесь я хотел бы подробнее остановиться на результатах проведения ежегодного Большого этнографического диктанта, который в 2021 году прошел в ноябре уже в 6-й раз.
Диктант написали 2 679 689 человек из всех субъектов Российской Федерации и 95 зарубежных стран. В Удмуртии акцию поддержали 29 601 человек. В 2020 году число участников от республики составило более 20 тысяч.
Средняя оценка за диктант среди всех участников по России – 77 баллов. В Удмуртии средний балл составил 76.
В 2021 году мы улучшили свои знания этнографии. В 2020 году средняя оценка по стране составляла всего 67 баллов, а в Удмуртской Республике – 64 балла. Но, самое главное это то, что после проведения этнографического диктанта ФАДН ежегодно фиксирует увеличение в сети Интернет запросов по вопросам культуры, истории, традиций. То есть интерес населения к этой теме неуклонно возрастает.
И в продолжение — в декабре в Доме Дружбы народов в формате онлайн мы провели республиканскую историко-этнографическую интеллектуальную игру «Этноэксперт» для учащихся и молодежи, посвящённую языковой теме и этническим традициям.
«Заявилось» больше 20 команд. В этом году мы разработаем методичку для проведения «Этноэксперта» в муниципальных образованиях.
Следующее очень важное направление Стратегии государственной национальной политики — сохранение и поддержка русского языка и иных языков народов Российской Федерации.
В Стратегии русскому языку отведено особое внимание. Все понимают, как велика его значимость для всех граждан России, для духовной и культурной консолидации нашего общества.
В рамках празднования Дня русского языка в 2021 году в городах и районах республики были проведены традиционные мероприятия, посвящённые Дню славянской письменности и культуры, ежегодная акция Национальной библиотеки Удмуртской Республики «Читаем Пушкина вместе», республиканский этап Всероссийского конкурса на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном языке.
По результатам социологического опроса в 2021 году русский язык является родным для большинства опрошенных жителей республики (66,1%). Удмуртский язык в качестве родного языка отметили 20,2% респондентов, татарский – 7,1% опрошенных жителей.
Для поддержки и популяризации русского языка, удмуртского языка и других языков народов Удмуртской Республики мы провели конкурсное распределение субсидий муниципальным образованиям в Удмуртской Республике на реализацию в 2021 году языковых интернет-проектов по данной номинации.
Приняли участие в конкурсе с тридцати одним проектом 20 муниципальных образований — Алнашский, Балезинский, Вавожский, Глазовский, Дебесский, Завьяловский, Игринский, Камбарский, Каракулинский, Кезский, Кизнерский, Киясовский, Малопургинский, Сарапульский, Селтинский, Увинский, Шарканский, Якшур-Бодьинский районы, города Ижевск и Сарапул.
7 проектов муниципальных образований были признаны победителями, общий объем субсидии муниципальным образованиям составил 608 тысяч рублей.
В прошедшем году была продолжена работа по укреплению статуса удмуртского языка, как государственного языка Удмуртской Республики.
В соответствии с требованиями регионального законодательства в 2021 году продолжен процесс оформления на государственных языках (русском и удмуртском) вывесок с наименованиями органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и учреждений. Это тем более актуально в связи с принятием 18 февраля этого года поправок в базовый закон о государственных языках.
Фиксировать положительную динамику еще рано, но, не могу не отметить некоторые результаты в этом вопросе.
Например, инициатива Администрации Сарапульского района по представленности удмуртского языка на прошедших сельских играх. Это прозвучало и в приветствии, и в наглядной информации. Раньше, практически, ни на одних сельских играх удмуртский язык не «встречался». И мы это неоднократно отмечали.
А Дебесский район даже на русскую Масленицу, которая пройдет 6 марта, уже направил запросы на переводы на удмуртский язык афиш и названий праздника. Молодцы!
Впереди нас ждет масштабная работа по переводу нормативных правовых актов и официальных сайтов органов государственной власти Удмуртской Республики. И мы уже приступили к работе по созданию целого сектора по официальному переводу на удмуртский язык на базе Дома Дружбы народов.
Продолжена работа научно-методического и образовательно-досугового центра «Удмуртский центр билингвизма «Билингва» в г. Ижевске. В рамках данного проекта в 2021 году проведено около 100 занятий на удмуртском языке для развития навыков разговорной речи и творческих способностей детей.
Одним из основных направлений Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации является оказание содействия при издании печатной продукции на языках народов Российской Федерации.
Обсуждение и решение данных вопросов особенно актуальным становится в связи с объявлением в 2022 -2032 годах Международного десятилетия языков коренных народов.
Издательством «Удмуртия» в 2021 году было выпущено 22 издания на удмуртском языке, 5 изданий двуязычных, 1 – на бесермянском языке.
К сожалению, сегодня практически отсутствует книжная торговля в сельской местности.
Коллеги, в связи с этим было бы полезным:
провести в муниципальных образованиях опрос населения по вопросам востребованности и доступности национального книгоиздания;
проработать возможность открытия дополнительных точек продаж литературы на родных языках в населенных пунктах с преимущественным проживанием удмуртов, татар, марийцев.
В 2021 году при поддержке министерства были организованы бесплатные курсы удмуртского, татарского языков для всех желающих, а также немецкого языка и иврита. Работали армянская и азербайджанская этнокультурные воскресные школы при национально-культурных объединениях.
Информация о работе площадок в муниципальных образованиях представлена подробно на слайде.
В последнее время появилось немало новых качественных молодежных интернет-проектов, направленных на изучение удмуртского языка.
Наиболее яркими из них стали:
проекты Региональной удмуртской молодёжной общественной организацией «Ресурсный центр «Куара», проект Богдана Анфиногенова «Даур ТВ» – круглосуточное интернет-телевидение, вещающее на удмуртском языке, проект Городской общественной организации поддержки молодежных национально-культурных объединений города Сарапула «Содружество» «Интерактивный 3D словарь удмуртского языка для детей «Доркыл».
Коллеги, не могу не отметить в этом же аспекте новый проект ТРК «Удмуртия» совместно с Региональной ассоциацией телерадиовещателей — «УдМульт». Проект получил поддержку Фонда Президентских грантов на создание первой в регионе площадки для создания анимации на удмуртском языке.
Новое – всегда хорошо! Но, у нас есть качественные «языковые» проекты, которые успешно работают на протяжении нескольких лет, и которыми мы тоже гордимся!
Это: этногастрономический фестиваль «Всемирный день пельменя», Марафон женского творчества «Чеберай», Межрегиональный фестиваль молодежной этнокультуры «Тангыра», музыкальный конкурс «Элькуновидение», республиканские профильные лагерные смены – коммуникативные площадки «Шундыкар», «Тулкым» («Волна»), «Вамыш», интеллектуальные игры на удмуртском языке «Шудком» и др.
Следующий раздел моего доклада — партнёрство органов власти и институтов гражданского общества в реализации целей и задач государственной национальной политики Российской Федерации.
Президент РФ В.В.Путин из года в год подчеркивает значимость некоммерческих организаций в Послании Федеральному Собранию. Важно, что государство видит в НКО большой ресурс.
И как здесь не вспомнить период вынужденных ограничений? Я с этого начал и сейчас не могу об этом не сказать дополнительно. Замечательные примеры взаимовыручки, бескорыстной помощи, сплочённости людей, причём вне зависимости от возраста, социального статуса, национальности и вероисповедания, – все эти примеры мы видели совсем недавно. И важно, чтобы эти образцы становились моральным ориентиром для молодых людей, для детей.
В рамках государственно-общественного партнерства новым и ключевым направлением волонтерского и добровольческого движения в период пандемии в 2021 году продолжилась поддержка людей, оказавшихся в трудной ситуации.
В апреле 2021 года мы провели очень человеческое, бесконечно доброе мероприятие «От всей души», посвященное волонтерскому движению наших национально-культурных общественных объединений по оказанию благотворительной, социальной помощи нуждающимся в период распространения коронавирусной инфекции в рамках межнационального социально-ориентированного проекта «По родному краю с любовью». Тогда, еще только в 2020 году, была оказана материальная помощь более чем 200 малообеспеченным, многодетным семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
В декабре мы вместе с нашими НКО снова стали участниками благотворительной акции «Белый цветок», которая проводилась по инициативе Епархии. Вырученные средства были направлены тяжелобольным детям.
В предпраздничные и праздничные новогодние дни в рамках федеральной акции «Елка желаний» национально-культурными объединениями была оказана благотворительная помощь пожилым людям, ветеранам и детям, находящимся в интернатах и реабилитационных центрах.
Государство заинтересовано в том, чтобы общественные организации частично брали на себя решение социальных задач. Таких, как развитие межнационального сотрудничества, защита языков и культуры народов России, социокультурная адаптация мигрантов.
На одном из заседаний Совета по межнациональным отношениям при Президенте Российской Федерации Президентом страны было отмечено, что «нужно обеспечивать грантовую поддержку таких НКО».
Получение гранта – это очень хороший маркер социальной активности. Грубо говоря, есть организации, которые сидят и ждут поддержки со всех сторон, потому что считают, что им все должны. И есть сообщества, которые сами ищут ресурсы и возможности для реализации своих идей, развиваются, набираются опыта и получают подтверждение значимости того, что они делают.
Позитивным итогом последних трех – четырех лет в реализации государственной национальной политики в Удмуртской Республике, показателем роста гражданской активности является участие НКО в привлечении внебюджетных источников и участие в грантовом президентском конкурсе.
В 2021 году для участия в конкурсах Фонда Президентских грантов в номинации «Укрепление межнационального и межрелигиозного согласия», «Поддержка проектов в области культуры и искусства» и «Сохранение исторической памяти» было подано 38 заявок от социально ориентированных некоммерческих организаций УР на общую сумму более 78 миллионов рублей и 20 заявок от религиозных организаций на общую сумму 25 миллионов рублей.
По итогам конкурсов победу одержали 10 проектов НКО на общую сумму 10 с половиной миллионов рублей и 5 проектов религиозных организаций Удмуртии на общую сумму чуть менее двух миллионов рублей.
Победителями стали:
«Общество бесермянского народа в Удмуртской Республике» с проектом «Этнокультурный центр «Губи Тур»;
Селтинское районное отделение «Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры» с проектом «Этно-телега (Этно-уробо)»;
«Ресурсно-информационный центр «Дондыдор» (г.Глазов);
«Ассоциация учителей родного языка «Выжы» по проекту «Финно-угорская танцевальная лаборатория «Мост — транзит традиций»;
«Союз краеведов Воткинского района» по проекту «Этнографическая площадка «В контакте с историей»;
«Центр возрождения бесермянской культуры» Юкаменского района по проекту «Звуки прошлого»;
«Ресурсный центр «Куара (Голос)» по проекту «Школа удмуртских блогеров»;
Сарапульская Епархия с проектом «Воскресенская церковь в городе на ощупь»;
Местные православные религиозные организации Приходов с.Алнаши и д.Старая Юмья Алнашского района, д.Шадрино Сарапульского района и п.Игра.
По итогам конкурса Президентского фонда культурных инициатив победу одержали 11 проектов СОНКО Удмуртии на общую сумму 5 с лишним миллионов рублей, которые реализуются в 2021-2022 годах. Это:
Игринский районный дом дружбы народов с проектом «Этнопритяжение»;
Автономная некоммерческая организация «Театр моды «Питыран» («Колесо»);
Детский сад № 24 города Можги с проектом «Театральный экспресс «Волшебная Удмуртия»;
«Ресурсный центр «Куара («Голос)» с проектом «Лаборатория удмуртского клипмейкингаПус (Знак)»;
Малопургинская, Кизнерская и Глазовская районная библиотеки;
Дом культуры «Дубитель» города Можги с проектом «Голос крезя»;
Вавожский районный краеведческий музей.
У нас действительно стали появляться творческие продукты. Это совсем другой, более высокий и качественный уровень в проектной деятельности НКО. Но, таких ресурсов у нас пока очень недостаточно.
Успешные проекты являются фундаментом, на котором общественная организация строит свое будущее, развивает свои сильные стороны.
Тем для проектов хватает.
Сегодня в нашей деятельности в публичном пространстве явственно ощущается и дефицит сплачивающих проектов, которые направлены на преодоление межэтнической разобщённости, особенно в молодёжной среде.
В современных условиях в приоритете должны быть проектные методы работы НКО. Чтобы в обществе не сложилось превратного впечатления о деятельности национально-культурных организаций, надо не замыкаться, не стесняться, а рассказывать о себе. И лучше всего это сделать через успешные, эффективные, яркие проекты и грамотно выстроенную систему информационной политики. Наше будущее – во взаимной узнаваемости и взаимодействии.
Коллеги, мое регламентное время подходит к концу.
Поэтому совсем коротко, рефреном, остановлюсь еще на нескольких важных направлениях нашей работы в 2021 году.
Это:государственно-конфессиональные отношения, государственная политика в отношении российского казачества и адаптация и интеграция иностранных граждан. Я уже сообщил вам, что в апреле мы проведем для вас двухдневный образовательный семинар. И эти актуальные темы будут являться базовыми в семинаре.
В 2021 году совместно с религиозными организациями и органами местного самоуправления была продолжена работе по обследованию, категорированию и паспортизации объектов религиозных организаций в рамках мероприятий по антитеррористической защищенности.
Напомню, что все объекты религиозных организаций вместимостью от 50 человек, на которые распространяются требования антитеррористической защищенности, потенциально являются объектами, подлежащими обследованию, категорированию, паспортизации и антитеррористической защите и, соответственно, подпадают под действие постановления № 1165.
По состоянию на конец 2021 года с участием представителей органов местного самоуправления проведены обследования с составлением актов 185 объектов религиозных организаций из 300 потенциальных объектов, подлежащих обследованию.
Коллеги, темпы выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов религиозных организаций на территории муниципальных образований следует ускорить. Необходимо координировать работу комиссий на местах, оказывать содействие религиозным организациям в мероприятиях по формированию состава такой комиссии, подготовке необходимой документации, оформлении правоустанавливающих документов на земельные участки и объекты недвижимости.
Дополнительным преимуществом для вас станет получение актуальной информации о размещении в границах муниципального образования объектов культового назначения и деятельности религиозных организаций.
Этот ресурс можно использовать при осуществлении мониторинга и формирования объективной оценки состояния межконфессиональных и межнациональных отношений в муниципальном образовании.
Также достоверная информация, полученная в ходе работы комиссии, может иметь значение при установлении прав собственности на муниципальное имущество и его учета, при выдаче разрешений на строительство и реконструкцию культовых объектов, осуществлении контрольных функций по выявлению фактов возведения объектов самовольного строительства.
Казачество.
В прошлом году завершила действие Стратегия развития государственной политики в отношении российского казачества. И сразу вступил в силу новый документ, рассчитанный на 2021 — 2030 годы. Его утвердил Президент России.
Сегодня казачьи сообщества и объединения широко представлены в совещательных органах всех уровней. Но, тема нуждается в развитии и совершенствовании.
Коллеги из муниципальных образований, обращаю Ваше внимание на необходимость организовать работу по приведению уставов казачьих обществ, зарегистрированных на Вашей территории, в соответствие с требованиями Федерального закона от 5 декабря 2005 года № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества». И мы это отразили сегодня в проекте решения коллегии.
Социальная и культурная адаптация и интеграция иностранных граждан.
Это тоже очень непростой вопрос, потому что полномочия по реализации миграционной политики разделены между ведомствами и министерствами. Мы участвуем в ней с точки зрения социальной и культурной адаптации иностранных граждан в российское общество. И здесь два основных направления: работа с принимающим сообществом и работа с прибывающими. И без целенаправленной системной работы между приезжими и местным населением может возникать напряжение, приводящее к резонансным конфликтам.
И мы все понимаем, что любой конфликт с участием мигранта обычно получает большую огласку, угрожает дестабилизирующими процессами и лишь способствует росту негативных настроений у наших граждан.
Особое внимание нами уделяется правовому просвещению иностранных граждан.
Одно из основных направлений работы – это языковая адаптация мигрантов.
Обучение детей иностранных граждан русскому языку становится ещё одной задачей для нашей системы образования и актуальным вызовом для нас.
Дом Дружбы народов в этом году организует курсы для педагогов и классных руководителей, чтобы те знали тонкости, умели работать с такими детьми.
Коллеги, необходимо активно привлекать к этой работе некоммерческий сектор НКО.
Туризм.
Не могу не остановиться в докладе на такой позитивной и актуальной теме, как этнографический туризм, у которого в настоящее время есть большой потенциал для привлечения финансовых средств в этот сектор.
И в своем Послании Федеральному Собранию в апреле 2021 года Президент России обозначил это направление, напрямую связанное с национальной политикой. Потому что, «национальная политика – это не только проблемы и конфликты, но, это и про развитие», отметил Президент страны.
Коллеги, не буду подробно сейчас останавливаться на проектах в этой сфере, многие из них вы видите на слайдах.
Но, это, с одной стороны, действительно один из самых эффективных и приятных способов открывать для себя свою страну и объединять людей вокруг общих смыслов, общих ценностей. А с другой стороны, это ещё и важная отрасль экономики, которая часто является единственной возможностью создавать рабочие места в тех же деревнях, малых городах да и в десятках других направлений.
И совсем скоро, вы знаете, в республике заработает Агентство по туризму. Формируется новая отрасль.
Заключение
Завершая свое выступление, я хотел бы резюмировать, что наша сфера требует продолжения внедрения инноваций, глубокого самоанализа и умения задать себе вопрос: «Что мы должны сделать?» – вместо вопроса: «Что мы можем сделать?».
Ключевые ориентиры и задачи на 2022 год: укрепление гражданского единства и российской нации; обеспечение межнационального мира и согласия; совершенствование системы этномониторинга; межэтническое взаимодействие, профилактика проявлений экстремизма и конфликтов на национальной и религиозной почве; сбережение этнокультурного и языкового многообразия; укрепление статуса удмуртского языка, как государственного языка Удмуртской Республики; совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданским обществом; развитие молодежных инициатив, волонтерства и наставничества на основе духовно-нравственных ценностей и культуры народов России, проживающих в Удмуртской Республике; реализация концепции информационной политики в сфере межэтнических отношений, расширение открытости и публичности системы государственной национальной политики, продвижение ее позитивного имиджа».
И, конечно, в 2022 году клиентоцентричность и бережливое управление процессами должны стать стержневым смыслом работы нашего министерства!
В завершение я хочу поблагодарить вас всех за совместную работу, преимущественно скрупулезную, достаточно рутинную, но последовательную чиновничью работу в соответствии с общегосударственными задачами: каждый день, по кирпичику вкладывая в фундамент межнационального мира в нашей стране.
Будем следовать избранной стратегии!
Спасибо за внимание!