Поиск

Министерство национальной политики УР
поиск по сайту
Доклад заместителя министра национальной политики УР Соковиковой Л.Ю. о развитии отрасли государственной национальной политики

Доклад заместителя министра национальной политики УР Соковиковой Л.Ю. о развитии отрасли государственной национальной политики

Одними из перспективных и эффективных инструментов развития отрасли государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики на ближайшую перспективу станут:

развитие сети ресурсных центров – Домов Дружбы в муниципальных образованиях, что является особенно актуальным в свете поручений Президента Российской Федерации по созданию Дома народов России. Процесс создания подобных учреждений был инициирован в Удмуртской Республике в 2001 году, когда первый Дом Дружбы народов был открыт в г.Глазове, продолжен в п. Игра в 2007 году, а в 2008 году открыт республиканский Дом Дружбы народов в г. Ижевске. В настоящее время на территории региона уже действуют 9 подобных по функционалу учреждений. Данная развивающаяся сеть учреждений становится центром анализа, мониторинга ситуации на местах, продвижения модульных проектов, консолидации общества. Также это могло бы стать точкой роста для сельских территорий. Создание новых домов дружбы влияет на живой интерес к национальной культуре и занятию народным творчеством, выстраиванию проектного способа деятельности. В перспективе — процесс создания Домов дружбы – ресурсных центров по кустовому принципу;

инвестиции в кадровое развитие, подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации муниципальных служащих, участвующих в реализации государственной национальной политики Российской Федерации на муниципальном уровне, обмен лучшими муниципальными практиками в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений;

рост гражданской активности в сфере реализации государственной национальной политики, увеличение количества активных национально-культурных объединений, особенно молодежных, взращивание новых авторитетных лидеров общественного мнения, разработка и реализация новых молодежных интернет-проектов, инициатив по наполнению городского пространства двуязычным контентом. Всего в Удмуртии действуют 40 республиканских национальных общественных объединений, в которые входят представители 24 народов. В городах и районах республики действуют более 185 отделений этих организаций, более 100 центров национальных культур;

позитивным итогом последних лет в реализации государственной национальной политики является активизация молодежного бесермянского движения. В ближайшей перспективе предстоит работа по завершению дорожной карты социально-экономического и этнокультурного развития населенных пунктов, в логике их пространственного развития, с преимущественным проживанием бесермян – коренного малочисленного народа Российской Федерации.

Одной из точек роста отрасли и региона в целом является этногастрономический туризм, у которого в настоящее время есть большой потенциал для привлечения финансовых средств в этот сектор. Кроме того, сложно переоценить уникальные возможности данной отрасли в решении проблемы повышения уровня знаний наших граждан о культуре, традициях и обычаях народов, проживающих в Удмуртии. В этой связи в республике продолжается выстраивание линейки фестивалей и событий в сфере этногастрономического туризма. Уже в шестой раз в феврале 2020 года по инициативе Министерства национальной политики и Дома Дружбы народов был проведен фестиваль блюд пельменного типа «Всемирный день пельменя», поддержанный Фондом Президентских грантов.

Что более всего может повлиять на отрасль в будущем (ближайшем и отдаленном): как положительно, так и отрицательно?

Межнациональные отношения нельзя рассматривать в отрыве от социально-экономической политики.

В современных условиях этнический фактор нередко оказывает определяющее влияние на формирование общественно-политической ситуации, происходящие социально-экономические и политические процессы. Гражданский мир и межэтническая стабильность являются необходимым, а зачастую ведущим условием успешной модернизации государства и общества.

Эффективное проведение экономических и социально-политических реформ в регионе во многом зависит от состояния гармонии в межнациональных отношениях и межэтнического спокойствия. Сегодня для всех очевидно: политика мира и согласия имеет прямой экономический эффект. Внутренняя стабильность способствует укреплению доверия инвесторов, развитию экономического сотрудничества.

И – наоборот: социальное и имущественное неравенство населения, сложности в обеспечении равных возможностей для социального продвижения и доступа к важнейшим общественным благам могут стать проблемой в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений.

На ухудшение межнациональных и межконфессиональных отношений в Удмуртии, как и в других регионах, могут повлиять также и глобальные проблемы, обусловленные появлением новых вызовов и угроз национальной безопасности Российской Федерации, например:

распространение международного терроризма и экстремизма, радикальных идей, основанных на национальной и религиозной исключительности;

возникновение очагов межнациональной и религиозной розни в результате попыток пропаганды в стране экстремистской идеологии;

незаконная миграция, несовершенство действующей системы социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество, формирование замкнутых этнических анклавов;

частичная утрата этнокультурного наследия, размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе вследствие глобализации.

Удмуртскую Республику по характеру и состоянию межнациональных отношений принято относить к группе относительно благополучных регионов Российской Федерации. Последние несколько лет фиксируется устойчивая положительная динамика по всем значимым показателям межнациональной сферы.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в Удмуртии проживают представители более 130 национальностей, из которых самые многочисленные – русские (912539 чел., 62,2%), удмурты (410584 чел., 28,0%) и татары (98831 чел., 6,7%). Русские, удмурты и татары составляют абсолютное большинство населения республики (96,9%) и играют определяющую роль в общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни республики.

Во многом устойчивость этнополитической ситуации в республике обусловлена огромным историческим опытом сотрудничества и добрососедства народов Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, мирным характером складывавшегося на протяжении значительного периода времени межэтнического взаимодействия.

Опора на традиции добрососедства, сотрудничества и веротерпимости позволяет успешно нейтрализовывать влияние негативных национально-радикальных политических тенденций, противостоять проявлениям экстремизма, сохраняя в республике межнациональный и межконфессиональный мир и взаимопонимание.

 Кроме того, нельзя не учитывать и влияние положительных факторов, связанных с особенностями современного общественно-политического развития региона, например: наличие широкого спектра национально-культурного движения; незначительные внешние миграционные потоки в республику; традиционно высокая доля межнациональных браков.

Конечный положительный эффект от стабильности в межнациональных отношениях, который оптимистично отразится на улучшении жизни населения в республике и ее развитии, видится в следующей логике.

Готовность к коммуникациям, знание культуры и понимание языков других народов содействует формированию в обществе общечеловеческих ценностей, которые есть в культуре абсолютно всех народов (уважение к старшим, забота о семье, любовь к своей Родине, гордость за свою историю, тружеников, спортсменов, передача опыта молодому поколению).

Такие патриотические ценности объединяют общество, являются базовыми условиями устойчивого развития региона, единства образовательного и культурного пространства.

Таким образом, через гуманитарную сферу этнокультурного развития личности происходит укрепление и осознание гражданственности, патриотизма, без которых невозможно развитие общества, влияющее позитивно на развитие экономики, политики, общественное движение.

Указанные факторы в совокупности способствуют формированию в Удмуртии традиций межэтнического добрососедства и уважения, которые сохраняют свое большое социальное значение в современных условиях.

Кроме того, в 2020 году исполняется 100 лет образования Удмуртии. Это знаменательная дата в истории российского федерализма и важнейшая веха в истории становления и развития республики. Жители Удмуртии по праву гордятся своим вековым вкладом в социально-экономическое развитие России.

Событие несет мощный идеологический посыл с вовлечением самих граждан в идеологическое, историческое пространство юбилея, в обсуждение вопросов, имеющих важное значение для объективного освещения истории и воспитания молодежи.

Столетие республики станет ключевым событием 2020 года, объединяющим единой концепцией все государственные, культурно-массовые, спортивные и информационно-просветительские мероприятия, меры по сохранению объектов культурно-исторического наследия.

В год 100-летия государственности Удмуртии в республике увеличивается количество общественно-значимых проектов, мероприятий, активностей, связанных с открытием республики как внешнему миру, так и для жителей нашего региона.

Это повлечет за собой узнаваемость Удмуртии, будет способствовать формированию дальнейшего положительного имиджа нашего региона и созданию благоприятного инвестиционного климата, что, в конечном счете, позитивно скажется на экономике региона и благосостоянии его жителей.

Какие меры можно предпринять сейчас для того, чтобы застраховаться от негативного воздействия?

Необходимо продолжить работу по следующим направлениям:

совершенствование системы государственного управления в сфере национальной политики, повышение профессионализма менеджмента в государственной национальной политике на всех уровнях, особенно на муниципальном уровне;

профессиональная подготовка представителей органов власти всех уровней, прежде всего органов местного самоуправления, в вопросах прогнозирования и предупреждения межэтнических, межконфессиональных противоречий и конфликтов и в вопросах противодействия экстремизму;

 распространение в обществе установок о неприятии и недопущении пропаганды идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности, вовлечение этнокультурных и общественных объединений, религиозных организаций в межнациональное и межконфессиональное сотрудничество;

разработка и внедрение новых эффективных социокультурных технологий преодоления негативных этнических стереотипов в молодежной среде;

укрепление общероссийской гражданской идентичности;

воспитание культуры межнационального общения;

совершенствование образовательных программ на различных уровнях образования и совершенствование системы обучения в образовательных организациях в целях сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации наряду с воспитанием уважения к российской истории и культуре;

 включение в образовательные программы общеобразовательных организаций образовательных курсов по изучению культурных ценностей и традиций народов Российской Федерации;

создание оптимальных условий для использования русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения и одного из официальных языков международных организаций;

обеспечение укрепления статуса удмуртского языка как одного из государственных языков Удмуртской Республики, а также для сохранения и развития языков народов Российской Федерации;

партнёрство органов власти с институтов гражданского общества в реализации целей и задач государственной национальной политики Российской Федерации;

обеспечение условий для социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество.

Развитие какой смежной отрасли более всего может отразиться на отрасли государственной национальной политики?

Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики носит комплексный межотраслевой характер.

К числу смежных относятся следующие отрасли и направления: образование; культура; туристическая отрасль; СМИ и книгоиздание; миграционная политика; молодежная политика; инновационные технологии.

Эффективная работа в рамках смежных отраслей позитивным образом сказывается на укреплении и развитии межнациональных и межконфессиональных отношений в республике.

  Так, например, одним из проблемных вопросов сферы государственной национальной политики Российской Федерации становится активный рост этнического экстремизма, который, безусловно, затрагивает молодежь. Сегодня абсолютно очевидна необходимость ведения органами власти всех уровней систематичной работы, направленной на формирование у подрастающего поколения позитивных установок на этническое многообразие. Безусловно, поистине уникальными возможностями по расширению знаний о других народах обладает система образования.

Комплексность решения задач государственной национальной политики Российской Федерации с учетом ее межотраслевого характера проявляется и в этноязыковой политике на территории Удмуртской Республики.

В Удмуртской Республике используется более 130 языков и диалектов, в государственной системе образования используется 5 языков (русский, удмуртский, татарский, марийский, иврит), обучение осуществляется на русском языке, 4 языка изучаются в качестве учебного предмета.

Дальнейшее развитие этноязыковой политики и образования в Удмуртской Республике теснейшим образом связано с сохранением и развитием государственных языков Удмуртской Республики, а также языков народов Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики. Укрепление статуса удмуртского языка позитивно отразится на формировании его позитивного имиджа и ценности в детской и молодежной среде.

В Удмуртской Республике выбрана стратегия работы с темой многоязычия, которая заключается в комплексном подходе через снятие негативных стереотипов, привитие интереса к истории народа, его культуре, внедрении языка в современные молодежные, городские, брендовые пространства.

В развитии отрасли государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртской Республики важное значение также имеют:

 развитие рынка товаров и услуг, направленных на удовлетворение гражданами своих языковых потребностей;

разработка, выявление и поддержка инновационных технологий в сфере сохранения и развития национальных языков;

производство теле — и радиопрограмм, аудио- и видеоматериалов, создание интернет-ресурсов, издание печатной продукции на языках народов Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики.

Путь к гармонизации межэтнических отношений лежит в значительной степени через культуру и создание условий для сохранения и развития их этнокультурной среды в регионе.

В формировании политических и духовно-нравственных ценностей современного многонационального российского общества одну из важных ролей играют средства массовой информации. Они могут, как способствовать гармонизации межэтнических отношений, развитию национальной культуры, так и становиться катализатором межнационального противостояния, этнополитической напряженности.

Какие меры можно предпринять, чтобы усилить положительную синергию разных отраслей и по каким направлениям?

Важным инструментом в эффективном управленческом взаимодействии органов власти всех уровней, научного сообщества и институтов гражданского общества по решению актуальных вопросов государственной национальной политики на территории Удмуртской Республики является работа следующих координационных, межведомственных советов и рабочих групп:

межведомственный координационный совет по государственным языкам Удмуртской Республики;

республиканская термино-орфографическая комиссия;

межведомственная рабочая группа по миграционной политике при Правительстве Удмуртской Республики;

рабочая группа по вопросам мониторинга этноконфессиональной ситуации и гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений в Удмуртской Республике»

региональная рабочая группа Удмуртской Республики по вопросам содействия реализации государственной политики в отношении российского казачества на территории Удмуртской Республики;

общественные советы при Главе Удмуртской Республики по межнациональным и межконфессиональным отношениям;

постоянно действующее совещание при министре национальной политики Удмуртской Республики и др.

 Для усиления эффекта положительной синергии разных отраслей и расширения поля имеющихся ресурсов и возможностей необходимо продолжить дальнейшую разработку совместных межведомственных, комплексных планов, программ, «дорожных карт» по решению проблемных вопросов государственной национальной политики Российской Федерации на территории Удмуртии.

 В настоящее время совместно с заинтересованными государственными и муниципальными органами власти, научными организациями и национально-культурными общественными организациями разрабатываются проекты межведомственным комплексных планов, направленных на:

развитие этнокультурного просвещения в Удмуртской Республике;

сохранение и развитие культуры и родного языка удмуртов, компактно проживающих в субъектах Российской Федерации;

социально-экономическое и этнокультурное развитие бесермян – коренного малочисленного народа Российской Федерации и др.

  Эффективные проекты.

1.Самым результативным проектом является создание на базе Дома Дружбы народов ресурсно-образовательного центра и информационно-аналитического центра в сфере государственной национальной политики.

Ресурсный центр это площадка не только с техническими и другими материальными возможности, но и место, где постоянно анализируется текущая ситуация, разрабатываются методические материалы и модельные проекты по решению актуальных проблемных ситуаций, где ведется постоянная учеба, где люди профессионально работают с информацией.

У Ресурсного центра уже есть свои достижения, интересные проекты, которыми он может поделиться со своими коллегами. Это — Большой этнографический диктант, межрегиональный молодежный образовательный центр «Вместе», межрегиональный форум муниципальных образований «Мир в диалоге» и целый перечень современных молодежных интернет-проектов по сохранению языков.

 Новый формат работы решает еще одну очень важную задачу – совместной работы разных сообществ, учреждений и организаций.

На наш взгляд, Дома дружбы в городах и районах должны стать такими ресурсными центрами, это самая эффективная модель их деятельности.

2.Не менее эффективным (без учета финансового обеспечения) является продолжение реализации цикла образовательных семинаров «Точки роста» для социально ориентированных некоммерческих организаций по разработке конкурентноспособных проектов для участия в грантовых конкурсах.

Для приобретения этого опыта в республике создана соответствующая инфраструктура: Фонд поддержки местных инициатив «Сообщество»; Школа «Акселератор проектов «ФАСТ. Революция»; Штаб городских проектов «ЛИФТ».

В Доме Дружбы народов создан проектный отдел, специалисты которых помогают выявлять социальные инициативы, проводят семинары, тренинги и учат разрабатывать конкурентноспособные заявки на грантовые конкурсы.

Позитивным итогом прошедших двух – трех лет в реализации государственной национальной политики в Удмуртской Республике, показателем роста гражданской активности и, во многом, благодаря консультативным проектным семинарам, является участие НКО в привлечении внебюджетных источников и снижение нагрузки на республиканский бюджет. За счет увеличения количества участия НКО в грантовом Президентском конкурсе проектов общая сумма привлеченных средств в отрасли в 2017 – 2018 годах составила 31 741 009,00 руб., в 2019 году — 8 424 753,00 руб., в 2020 году – 5 392 857,98 руб.

3.Социально ориентированный межнациональный проект «По родному краю с любовью» традиционный проект НКО, переформатированный под оказание помощи многодетным и малоимущим семьям, одиноким матерям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации в связи с пандемией. В период с апреля по июль в ходе реализации проекта НКО оказали денежную, имущественную и продуктовую помощь более чем 200 многодетным и малообеспеченным семьям. Реализация проекта продолжается.

Кроме того, в планах Министерства национальной политики Удмуртской Республики на ближайшую перспективу предусмотрена разработка и реализация иных социально-значимых проектов, направленных на решение целей и задач Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации. «Прорывные», инновационные проекты будут включать в себя применение новых современных технологий, их результатом станут новые продукты и бренды Удмуртии. Эти проекты будут реализовывать более сильные и успешные активисты СОНКО, т.е. будущие лидеры в своем сообществе.

На наш взгляд, в программе развития республики следует сосредоточиться на нескольких «прорывных» проектах и ключевых направлениях, в которых она будет развиваться. Не исключая текущую многозадачность, необходимо сфокусироваться и сделать акцент на чем-то одном и наиболее важном. Стать уникальным центром притяжения во всероссийском масштабе.

И в это перспективное направление с учетом специфических особенностей нашей республики и максимальным использованием естественных возможностей региона должны «вкладываться» все отрасли.

 Варианты роста, на которых можно было бы сфокусироваться, кроме тех, которые будут предложены в ходе стратегических сессий, можно определить следующие:

развитие в туристической отрасли (событийный, этногастрономический, этнографический, охотничий, промышленный туризм и т.д.);

формирование и продвижение Удмуртии с помощью технологий национального брендинга;

экономические приоритеты, цифровизация экономики, современные медицинские технологии, спорт, аграрная программа и т.д.

Основная отраслевая цель на ближайшие два года.

Мир и согласие в отношениях между народами и конфессиями на территории Удмуртской Республики.

Укрепление общероссийской гражданской идентичности и региональной гражданской идентичности.

Развитие «удмуртского мира».

Формирование чувства гордости за свою малую Родину и мотивации остаться учиться и работать в Удмуртии.

Поделиться