Поиск

Министерство национальной политики УР
поиск по сайту
Исполнительница бесермянских крезей Наталия Дзыга стала финалистом «Звука Евразии»
16 августа 2023 Новости

Исполнительница бесермянских крезей Наталия Дзыга стала финалистом «Звука Евразии»

«Звук Евразии» – всероссийский музыкальный проект Гильдии межэтнической журналистики, который проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Это творческая лаборатория для лучших исполнителей жанра «современная этника». В результате конкурса жюри, состоящее из ведущих фольклористов, известных музыкантов, специалистов по музыкальному продвижению и представителей звукозаписывающих компаний отобрало восемь финалистов-победителей, этномузыкантов из регионов России.

Одним из результатов проекта будет запись в студии и издание совместного альбома с композициями, созданными в процессе лаборатории. В финале представлены таланты из Красноярского края, Башкортостана, Карелии, Республики Алтай, Москвы и… Удмуртии!

Исполнительница бесермянских крезей этнопевица Наталия Дзыга вместе со своим творческим проектом «Шудья-чудья», уверенно вошла в число победителей.

Крези, по мнению Наталии, идут и из головы, и из сердца одновременно.

— Это всегда эмоции и всегда – импровизация, ведь одинаковых эмоций не бывает.

Это убеждение сделало Наталью одной из самых ярких финалисток. Наталия Дзыга подает сквозь призму электронной музыки древние напевы удмуртского и бесермянского фольклора
Любой, кто хотя бы раз слышал Наталию Дзыгу, согласится, что музыка – это магия. Наталия владеет архаичным бесермянским вокальным жанром крезь.

— Я пою древние дохристианские напевы, имеющие отношение к обрядам, которые, к сожалению, уходят в никуда. Мое исполнение — попытка сохранить их. Мой музыкальный материал людям нравится, потому что его воспринимают как мантры. Бесермянские крези – это фонетическая система определенных междометий и звуков, своего рода язык. Смысловой, вербальной нагрузки у крезей нет.

Этномузыкальному проекту «Шудья-чудья», который она создала вместе с электронным музыкантом из Шарканского района Удмуртии Павлом Перевозчиковым, в этом году исполнилось десять лет. К подбору материала для своих музыкальных композиций Наталия Дзыга подходит бережно, тщательно изучая первоисточники, общаясь с экспертами в области фольклора – такими, как известный удмуртский фольклорист, доктор филологических наук Татьяна Владыкина. Она всегда стремится «нырнуть» вглубь приблизить суть, философское содержание фольклорной составляющей к своим слушателям, используя современный музыкальный язык и технологии.

В качестве источника для своего нового авторского трека она выбрала «кузьмовырский» голос в исполнении Ольги Сергеевны Ившиной и Марфы Филипповны Ившиной. Вдохновляющую роль сыграло выступление Наталии Дзыги в деревенском клубе Кузьмовыра.

Голос уроженок деревни Кузьмовыр прозвучит в ее композиции и авторской аранжировке вместе с другой удмуртской песней – из Шарканского района – «Э, пе, ӟазеге» («Эх, мой гусь»), которая, в отличие от голоса из Кузьмовыра, популярна и широко известна. Сейчас она подается как детская песенка про гуся, хотя на самом деле у нее глубокие обрядовые корни.

— Да, здесь произошло слияние двух произведений – голос из Кузьмовыра Игринского района и песня «Э, пе, ӟазеге» из Шарканского района, – объясняет концепцию своего творения Наталия Дзыга. – Это традиции, приближенные друг к другу. И эта удмуртская песня, сказка, которая выросла из ритуала, из обряда, пусть она станет всеобщим достоянием, и пусть все узнают, какие мудрые удмурты!

Сегодня в творческом портфолио исполнительницы – лауреатство и гран-при различных международных конкурсов и фестивалей, а также яркие выступления с бесермянскими крезями в программах «Поле чудес» и «Страна талантов».

Участие в проекте «Звук Евразии» – выход на новый творческий уровень. В процессе работы над треком для альбома в команде Наталии Дзыги появился новый единомышленник – ижевский музыкант, преподаватель Республиканского музыкального колледжа, северный удмурт Антон Васильев, который играет на таких старинных удмуртских инструментах, как кубыз и узьы гумы (удмуртская флейта).

Столь же трепетно, как к музыке и к эмоциям слушателей, Наталия Дзыга относится и к другим проявлениям народной культуры. Реплику бесермянского костюма, в котором Наталия выступает на концертах, шили одиннадцать мастериц из семнадцати метров натурального льна.
Проект «Звук Евразии» продолжается. Для Натальи Дзыги и ее коллег по творческому цеху проходят записи в студии, мастерские, концерты с их участием в Москве, Йошкар-Оле, Новосибирске, Архангельске и других городах России.

Поделиться