«Звук Евразии» – всероссийский музыкальный проект Гильдии межэтнической журналистики, который проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Это творческая лаборатория для лучших исполнителей жанра «современная этника». В результате конкурса жюри, состоящее из ведущих фольклористов, известных музыкантов, специалистов по музыкальному продвижению и представителей звукозаписывающих компаний отобрало восемь финалистов-победителей, этномузыкантов из регионов России.
Одним из результатов проекта будет запись в студии и издание совместного альбома с композициями, созданными в процессе лаборатории. В финале представлены таланты из Красноярского края, Башкортостана, Карелии, Республики Алтай, Москвы и… Удмуртии!
Исполнительница бесермянских крезей этнопевица Наталия Дзыга вместе со своим творческим проектом «Шудья-чудья», уверенно вошла в число победителей.
Крези, по мнению Наталии, идут и из головы, и из сердца одновременно.
— Это всегда эмоции и всегда – импровизация, ведь одинаковых эмоций не бывает.
Это убеждение сделало Наталью одной из самых ярких финалисток. Наталия Дзыга подает сквозь призму электронной музыки древние напевы удмуртского и бесермянского фольклора
Любой, кто хотя бы раз слышал Наталию Дзыгу, согласится, что музыка – это магия. Наталия владеет архаичным бесермянским вокальным жанром крезь.
— Я пою древние дохристианские напевы, имеющие отношение к обрядам, которые, к сожалению, уходят в никуда. Мое исполнение — попытка сохранить их. Мой музыкальный материал людям нравится, потому что его воспринимают как мантры. Бесермянские крези – это фонетическая система определенных междометий и звуков, своего рода язык. Смысловой, вербальной нагрузки у крезей нет.
Этномузыкальному проекту «Шудья-чудья», который она создала вместе с электронным музыкантом из Шарканского района Удмуртии Павлом Перевозчиковым, в этом году исполнилось десять лет. К подбору материала для своих музыкальных композиций Наталия Дзыга подходит бережно, тщательно изучая первоисточники, общаясь с экспертами в области фольклора – такими, как известный удмуртский фольклорист, доктор филологических наук Татьяна Владыкина. Она всегда стремится «нырнуть» вглубь приблизить суть, философское содержание фольклорной составляющей к своим слушателям, используя современный музыкальный язык и технологии.
В качестве источника для своего нового авторского трека она выбрала «кузьмовырский» голос в исполнении Ольги Сергеевны Ившиной и Марфы Филипповны Ившиной. Вдохновляющую роль сыграло выступление Наталии Дзыги в деревенском клубе Кузьмовыра.
Голос уроженок деревни Кузьмовыр прозвучит в ее композиции и авторской аранжировке вместе с другой удмуртской песней – из Шарканского района – «Э, пе, ӟазеге» («Эх, мой гусь»), которая, в отличие от голоса из Кузьмовыра, популярна и широко известна. Сейчас она подается как детская песенка про гуся, хотя на самом деле у нее глубокие обрядовые корни.
— Да, здесь произошло слияние двух произведений – голос из Кузьмовыра Игринского района и песня «Э, пе, ӟазеге» из Шарканского района, – объясняет концепцию своего творения Наталия Дзыга. – Это традиции, приближенные друг к другу. И эта удмуртская песня, сказка, которая выросла из ритуала, из обряда, пусть она станет всеобщим достоянием, и пусть все узнают, какие мудрые удмурты!
Сегодня в творческом портфолио исполнительницы – лауреатство и гран-при различных международных конкурсов и фестивалей, а также яркие выступления с бесермянскими крезями в программах «Поле чудес» и «Страна талантов».
Участие в проекте «Звук Евразии» – выход на новый творческий уровень. В процессе работы над треком для альбома в команде Наталии Дзыги появился новый единомышленник – ижевский музыкант, преподаватель Республиканского музыкального колледжа, северный удмурт Антон Васильев, который играет на таких старинных удмуртских инструментах, как кубыз и узьы гумы (удмуртская флейта).
Столь же трепетно, как к музыке и к эмоциям слушателей, Наталия Дзыга относится и к другим проявлениям народной культуры. Реплику бесермянского костюма, в котором Наталия выступает на концертах, шили одиннадцать мастериц из семнадцати метров натурального льна.
Проект «Звук Евразии» продолжается. Для Натальи Дзыги и ее коллег по творческому цеху проходят записи в студии, мастерские, концерты с их участием в Москве, Йошкар-Оле, Новосибирске, Архангельске и других городах России.