14-16 ноября 2012 проводится Международный симпозиум «ОБРАЗОВАНИЕ И МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: РАЗВИТИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АСПЕКТЕ БЕЗОПАСНОСТИ» в рамках научно-практической конференции «Воспитание и безопасность: социальные, педагогические и психологические аспекты».
Международный симпозиум проводится в одном из партнерских университетов и институтов (или из дома, при наличии Интернета) который одновременно проходит в Удмуртском государственном университете (г. Ижевск), Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта (г. Калининград), Бурятском государственном университете (г. Улан-Уде), Восточно-Сибирской государственной академии образования (г. Иркутск), Дальневосточном государственном гуманитарном университете (г. Хабаровск), Институте комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения Российской академии наук (г. Биробиджан), Кыргызско-Российском славянском университете (г. Фрунзе Кыргызстан), Московском городском психолого-педагогическом университете (г. Москва), Приднестровском государственном институте развития образования (г. Тирасполь, Молдавия, Приднестровье), Пятигорском государственном лингвистическом университете, (г. Пятигорск), Сахалинском государственном университете (г. Южно-Сахалинск), Таврическом национальном университете имени В.И. Вернадского (г. Симферополь, Украина), Северо-Восточном федеральном университете (г. Якутск), Тартуском университете, Нарвском колледже (г. Нарва, Эстония), Хабаровской государственной академии экономики и права (г. Хабаровск). Форма проведения симпозиума: ON-LINE + параллельные сессии на базах названных партнерских университетов и институтов.
Цели симпозиума: обмен результатами исследований и создание межрегиональных проектных групп по теме «Развитие поликультурного образования (теории и практик)»: а) для совместных исследований (кросс-культурных, компоративных и др.), б) для повышения качества образования (развитие поликультурного образования в системах профессионального, общего, начального, дошкольного и дополнительного образования), в) для разработки новых социальных технологий (повышение безопасности и конкурентоспособности личности, общества, государства через внедрение поликультурного образования).
Направления дискуссий и проектных групп развития поликультурного образования, вынесенные на симпозиум:
· История становления поликультурного образования: генезис, тенденции, перспективы
· Постмодернистская методология проведения исследований поликультурного образования (полипарадигмальный подход, герменевтический подход и др.).
· Риски конструирования поликультурных образовательных практик: историко-генетические и сопоставительные исследования.
· Принципы личностно-ориентированного поликультурного образовательного пространства
· Особенности поликультурного образования в информационной образовательной среде.
· Психологические основы поликультурного образования в школе и вузе.
· Педагогическое, тьюторское сопровождение в поликультурном образовании как субъективизация поликультурности.
· Эффекты поликультурного образования (личностная конкурентоспособность, готовность к самореализации, толерантность или маргинальность и др.; социальная стабильность, развитие и др. или сегрегация, «фольклоризм», «утечка умов» и др.).
· Диагностика формирования межкультурной компетенции у студентов и школьников.
· Теория и практика межкультурной коммуникации в процессе обучения студентов: речевые практики, практики многоязычия, в создании пространства безопасности (от дискурса власти к дискурсу партнерства в образовании).
· Компетентностный подход к подготовке и реализации идей поликультурного образования у студентов, педагогов психологов, управленцев, активистов национально-культурных объединений и др.
· Поликультурный курс «Основы религиозных культур и светской этики»: теория и практика внедрения в образовательных учреждениях в Российской Федерации.
· Этнокультурное образование и воспитание в поликультурном пространстве регионов Российской Федерации (Дальнего Востока и др.).
· Воспитательный потенциал молодёжных полиэтнических сообществ.
· Общественно-государственное партнерство в обеспечении содержания и управления поликультурным образованием.
14 ноября (среда)
· 11-00 — 12-00 Пленарное заседание — полилог «Воспитание и безопасность: социальные, педагогические и психологические аспекты»
(ON-LINEтрансляция из Удмуртского государственного университета)
· 12-00 — 13-00 Пленарное заседание — полилог «Поликультурное образование: смыслы, история, перспективы»
(ON-LINEтрансляция из Удмуртского государственного университета)
· 14-00 — 16-30 Выступления ведущих русскоязычных ученых на тему: «Основные проблемы развития поликультурного образования»
(ON-LINEвключения из партнерских университетов и институтов)
· 17-00 — 18-00 Параллельные сессии внутри университетов и институтов: самоопределение участников в проектные группы.
15 ноября (четверг)
· 10-00 — 13-00 Выступления проектных групп на тему: «Проблема развития поликультурного образования, которую беремся решать мы»
(ON-LINEвключения из партнерских университетов и институтов); дальнейшее самоопределение участников в межрегиональные проектные группы.
· 14-00 — 18-00 Параллельные сессии внутри университетов и институтов: обсуждения проблем, проектных идей, имеющихся и требующихся ресурсов; дискуссии между участниками и другими заинтересованными людьми через Skype.
16 ноября (пятница) Всемирный день толерантности.
· 10-00 — 13-00 Выступления проектных групп на тему: «Мы и наши проектные идеи» (ON-LINEвключения из партнерских университетов и институтов)
· 14-00 — 15-30 Дискуссия русскоязычных экспертов симпозиума: Александр Ярославович Данилюк (Москва), Татьяна Михайловна Ковалева (Москва), Ольга Александровна Фиофанова (Москва), Екатерина Юрьевна Протасова (Хельсинки), Марианна Алексеевна Князян (Одесса), Фарит Гаптелович Ялалов (Нижнекамск), Вера Юрьевна Хотинец (Ижевск), Ирина Борисовна Ворожцова (Ижевск) и другие эксперты (ON-LINEвключения)
· 16-00 — 17-30 Дискуссия англоязычных экспертов симпозиума из Восточного полушария: Barry van Driel (Нидерланды), Agostino Portera (Италия), Nektaria Palaiologou (Греция), Adrian Lesenciuc (Румыния), Vinko Zidarić (Хорватия), Paul Gorski (США, включение из Испании) и другие эксперты (ON-LINEвключения)
· 20-00 — 21-00 Дискуссия англоязычных экспертов симпозиума из Западного полушария: Gunther Dietz (Мексика), Johanna Lasonen (США), Jussi Välimaa (Финляндия, включение из США), Paul L. Landry (США) и другие эксперты
(ON-LINEвключения)
· 21-00 Подведение итогов и закрытие симпозиума
(ON-LINEтрансляция из Удмуртского государственного университета)
ON-LINE часть симпозиума будет выложена в YouToub на русском языке и продублирована синхронным переводом на английский.
В течение 40 дней после завершения симпозиума будет издан сборник материалов симпозиума (научные статьи, аналитические обзоры, исследовательские проекты, экспертные оценки — на русском и английском языках). Сборник будет разослан в библиотеки партнерских университетов и институтов, в ведущие библиотеки России, Киргизии, Молдавии, Украины, Эстонии; рассылка сборников авторам будет осуществляться наложенным платежом, согласно заявок.
За дополнительной информацией обращайтесь адресу: kaf-pedagogika@yandex.ru указывая название письма «СИМПОЗИУМ 2012» и к сопредседателю оргкомитета, директору Научно-образовательного центра «Интеркультурные исследования и межнациональные взаимодействия» Удмуртского государственного университета, доценту кафедры педагогики и педагогической психологии Института педагогики, психологии и социальных технологий УдГУ, Хакимову Эдуарду Рафаиловичу: eduard.khakimov@yahoo.com