Одна из секций Всероссийского форума финно-угорских народов называется «Культурное наследие финно-угорских народов в контексте современных научных исследований и образовательных практик». В ее работе помимо участников из Удмуртии, примут участие представители таких городов как Йошкар-Ола, Саранск, Петрозаводск, Сыктывкар, Салехард, Ханты-Мансийск, Уфа и другие. Подробнее об этом направлении мы поговорили с Профессором кафедры общего и финно-угорского языкознания УдГУ, доктором филологических наук, вторым вице-президентом Всеудмуртской ассоциации «Удмурт кенеш» Натальей Кондратьевой.
Наталья Владимировна рассказала, что в центре внимания секции обсуждение двух блоков вопросов: это вопросы сохранения и развития материального культурного наследия финно-угорских народов и вопросы образования, подготовки кадров, ресурсного обеспечения школьного образования. Также, она отметила, что особое внимание будет уделено проблемам обеспечения преемственности изучения родных языков в образовательной системе.
Сама профессор также выступит на этой секции. Тема ее доклада: «Функционирование финно-угорских языков РФ в эпоху цифровизации».
Наталья Владимировна акцентирует: «Цифровизация – это не просто использование электронных гаджетов и сервисов: трансформационным процессам сегодня подвержены и окружающая нас действительность, и социально-экономические условия развития общества, более того, и сам человек, так как меняется его образ мышления, способы восприятия информации. В научной литературе принято говорит уже о новом типе людей «Homo Informaticus». Они живут в мире, созданном социальными сетями и технологиями формирования сознания человека. В совокупности все вышеуказанное ставит новые задачи и открывает новые перспективы для развития финно-угорских языков России».
Профессор отметила, что сегодня Удмуртию можно отнести к лидерам продвижения успешных практик по популяризации родных языков:
«Во-первых, у нас проводится большая работа по продвижению удмуртского языка в сети Интернет: это интернет-телевидение на удмуртском языке «Даур ТВ»; ресурсы электронной библиотеки, размещенные на сайте Национальной библиотеки УР; проекты региональной молодежной общественной организации «Куара»; наличие электронных версий национальных СМИ; разработка национального корпуса удмуртского языка.
Во-вторых, это наличие успешных практик по продвижению удмуртского языка среди подрастающего поколения. Прежде всего, это организация и проведение специализированных смен в рамках досуговой деятельности обучающихся (например, «Шундыкар», «Егит тулкым», «Вамыш»). В республике разработана система работы с одаренными детьми. Так, уже более десяти лет успешно проводятся конкурс научно-исследовательских работ в области удмуртской филологии, фольклора, краеведения, журналистики «Мои первые шаги в науку»; межрегиональный конкурс «Интеллектуальное многоборье им. Ю. С. Перевощикова», Межрегиональная Олимпиада по английскому и немецкому языкам для учащихся 9-11 классов общеобразовательных организаций страны, изучающих удмуртский язык; Межрегиональный конкурс мастер-классов по удмуртскому языку «Удмурт кылвуко», Межрегиональный интеллектуальный челлендж «Удмуртия: мой путь к успеху». Данные проекты организуются Институтом удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики Удмуртского государственного университета совместно со Всеудмуртской Ассоциацией «Удмурт кенеш». Свой цикл мероприятий с одаренными детьми проводит и Глазовский государственный педагогический институт им. В Г. Короленко. Важность этих мероприятий заключается не только в предоставлении возможностей для школьников проверить свои знания, но и в том, что удмуртский язык включается в междисциплинарный контекст. А это важное условие для продвижения национальных языков.
В-третьих, наши ученые — финно-угроведы пользуются большим научным авторитетом. Вне всякого сомнения, общение с коллегами из других регионов позволит определить новые точки роста для продвижения современной науки».
Напомним, 3-4 июня в Ижевске пройдет Всероссийский финно-угорский форум. В рамках деловой программы будут работать три секции: «Культурное наследие финно-угорских народов в контексте современных научных исследований и образовательных практик», «Продвижение языкового многообразия финно-угорских народов в цифровом и информационном пространстве» и «Роль молодежных инициатив и проектов в сохранении и развитии этнокультурных традиций финно-угорских народов».